Правовые основы проведения республиканского референдума в Республике Беларусь
Для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни в Беларуси могут проводиться республиканские и местные референдумы. В референдумах принимают участие все граждане, обладающие избирательным правом, проживающие в Беларуси. Это делает референдум важнейшим проявлением демократии, позволяя населению самостоятельно принимать важнейшие решения, влияющие на жизнь граждан.
В суверенной Беларуси референдумы проводились в 1995, 1996 и 2004 годах.
Правовые основы проведения республиканского референдума
Правовую основу референдума составляют Конституция Республики Беларусь (глава 2 ст.73-78), Избирательный кодекс (глава 22), иные акты законодательства Республики Беларусь, постановления Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов.
Порядок назначения республиканского референдума
Республиканские референдумы назначаются Президентом (ст. 74 Конституции):
по собственной инициативе;
по предложению Палаты представителей и Совета Республики;
по предложению не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей и города Минска.
Республиканский референдум по вопросу внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь назначен по инициативе Президента Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 20 января 2022 г. № 14 "О назначении республиканского референдума" (далее – Указ)).
Указом предусмотрены:
дата – 27 февраля;
формулировка вынесенного на референдум вопроса – "Принимаете ли Вы изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь?";
юридическая сила решения, принятого референдумом, – имеет обязательную силу и является неотъемлемой частью Конституции Республики Беларусь;
проект изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь (приложен к Указу).
Текст Конституции Республики Беларусь с учетом предлагаемых изменений и дополнений размещен на сайте издательского дома "Беларусь сегодня" (sb.by).
Подготовку и проведение республиканского референдума обеспечивают комиссии по референдуму.
Возглавляет систему действующих в период подготовки и проведения республиканских референдумов комиссий по референдуму Центральная комиссия (далее – ЦИК).
Состав комиссий :
территориальные: областные (6 комиссий), Минская городская, районные (118 комиссий), городские (в городах областного подчинения, кроме городов с районным делением) (4 комиссии), районные в городах (24 комиссии).
Участковые комиссии по референдуму (их количество соответствует количеству образованных участков для голосования).
Участки для голосования образуются не позднее чем за 25 дней до референдума. Органы, образовавшие участки для голосования, обязаны не позднее чем в десятидневный срок оповестить участников референдума о границах каждого участка для голосования с указанием места нахождения участковой комиссии и помещения для голосования.
Участки для голосования могут быть образованы в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других организациях здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, а также в воинских частях.
Участие в референдуме
В республиканском референдуме имеют право участвовать все граждане Республики Беларусь, достигшие 18-летнего возраста.
В референдуме не имеют права участвовать граждане:
признанные судом недееспособными;
лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы;
лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения - содержание под стражей.
Референдум проводится на основе принципов добровольности и свободного волеизъявления граждан, всеобщего, равного и прямого права при тайном голосовании.
Референдум является всеобщим, т.е. право участвовать в референдуме имеют граждане Республики Беларусь, обладающие избирательным правом, достигшие ко дню или в день референдума 18 лет.
Участие в референдуме является свободным: участник референдума лично решает, участвовать ли ему в референдуме и за что голосовать.
Участники референдума участвуют в нем на равных основаниях: каждый участник референдума имеет один голос.
Граждане участвуют в референдуме на основе прямого волеизъявления.
Голосование на референдуме является тайным: контроль за волеизъявлением участников референдума в ходе голосования запрещается.
Порядок и сроки рассмотрения обращений
Обращения о нарушении законодательства о референдуме подаются в комиссии, государственные органы и организации не позднее чем в 10-дневный срок со дня референдума.
Обращения, поданные по истечении установленного срока, оставляются без рассмотрения по существу, о чем уведомляются заявители.
Обращения, поданные в комиссии, государственные органы и организации, рассматриваются:
немедленно – обращения, связанные с реализацией гражданами права на участие в референдуме, поступившие в день референдума;
в 2-дневный срок – о неправильности в списке участников референдума;
в 3-дневный срок со дня поступления – обращения о нарушении законодательства Республики Беларусь о референдуме;
в 10-дневный срок со дня поступления – обращения, в которых содержатся сведения, требующие проверки.
Если в обращении содержатся вопросы, решение которых не относится к компетенции комиссии, то данное обращение комиссия оставляет без рассмотрения по существу и не позднее чем на следующий день уведомляет об этом заявителя (заявителей).
Обращение и копия ответа заявителю (заявителям) остаются в комиссии.
Агитация по референдуму
Гражданам Республики Беларусь, политическим партиям, другим общественным объединениям, трудовым коллективам предоставляется право беспрепятственной агитации за принятие решения, вынесенного на референдум, а также против принятия решения, вынесенного на референдум (ст. 45 Избирательного кодекса).
Массовые мероприятия вне помещений (собрание, митинги, пикетирование) проводятся в соответствии с законодательством о массовых мероприятиях.
Агитация в день референдума не допускается.
Призывы к срыву, отмене или переносу срока референдума являются административным правонарушением.
Информирование о референдуме
Информирование граждан осуществляется путем:
публикации в печати текстов проекта Конституции с учетом изменений и дополнений и действующей Конституции;
размещения информации на сайтах ЦИК, других государственных органов и организаций;
трансляции информационных аудио- и видеоматериалов в телерадиоэфире;
размещения информационных материалов на баннерах, растяжках и других уличных конструкциях;
оформления информационного стенда в помещении для голосования.
Также участковые комиссии не позднее чем за 10 дней до референдума оповещают его участников о дне референдума (не позднее 16 февраля 2022 г.).
Списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме
Списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме, составляются по каждому участку для голосования и подписываются председателем и секретарем участковой комиссии. Гражданин, имеющий право участвовать в референдуме, может быть включен в список только на одном участке для голосования (ст. 19 Избирательного кодекса).
Списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме по участкам для голосования, образованным в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других организациях здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, составляются участковыми комиссиями на основе данных, представляемых в участковые комиссии руководителями указанных учреждений.
Списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме, представляются участникам референдума для ознакомления за 15 дней до референдума (11 февраля 2022 г.), а на участках для голосования, образованных в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других организациях здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, - за два 2 дня до референдума (24 февраля 2022 г.).
Граждане, не включенные в список по какой-либо причине, дополнительно включаются участковой комиссией в список на основании паспорта гражданина Республики Беларусь при наличии в нем штампа о регистрации по месту жительства на территории участка для голосования, а граждане, зарегистрированные по месту пребывания, - на основании паспорта гражданина Республики Беларусь и документа, подтверждающего регистрацию по месту пребывания на территории участка для голосования. При отсутствии у гражданина регистрации на территории данного участка для голосования он включается в список на основании паспорта гражданина Республики Беларусь и документа, подтверждающего проживание на территории участка для голосования.
Каждый гражданин имеет возможность проверить, включен ли он в список и правильно ли в списке указаны сведения о нем. Невключение, неправильное включение или исключение из списка может быть обжаловано путем подачи заявления в участковую комиссию, которая обязана не позднее 2 дней, а накануне и в день референдума немедленно его рассмотреть, внести исправления либо выдать мотивированное решение об отклонении заявления. Это решение может быть обжаловано в вышестоящую комиссию. Решение участковой комиссии может быть также обжаловано не позднее чем за пять дней до референдума в районный, городской суд, который обязан рассмотреть жалобу в трехдневный срок. Решение районного, городского суда окончательно.
Голосование
Голосование проводится:
в помещении для голосования;
по месту нахождения участника референдума, который по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам не сможет прийти в день референдума в помещение для голосования. Просьба об организации голосования по месту нахождения участника референдума должна быть подана не позднее 18 часов дня референдума.
Голосование проводится с 8.00 до 20.00.
На участках для голосования, образованных в воинских частях, санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других организациях здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, участковые комиссии могут объявить голосование законченным и ранее 20.00, если проголосовали все участники референдума, включенные в список.
Голосование проводится в специально отведенных помещениях, в которых должны быть оборудованы в достаточном количестве кабины или комнаты для тайного голосования, определены места выдачи бюллетеней и установлены ящики для голосования. Ящики для голосования устанавливаются таким образом, чтобы голосующие при подходе к ним обязательно проходили через кабины или комнаты для тайного голосования. Ящики для голосования должны находиться в поле зрения членов участковой комиссии.
В день референдума перед началом голосования ящики для голосования проверяются, пломбируются или опечатываются председателем участковой комиссии в присутствии не менее двух третей состава комиссии.
Участник референдума получает бюллетень для голосования.
Бюллетень для голосования выдается членом участковой комиссии на основании списка граждан, имеющих право участвовать в референдуме, после предъявления паспорта гражданина Республики Беларусь или иного документа, определяемого Центральной комиссией.
К таким документам отнесены (постановление ЦИК от 21.01.2022 № 10):
идентификационная карта гражданина Республики Беларусь;
биометрический паспорт гражданина Республики Беларусь;
военный билет (для военнослужащих срочной службы);
служебное удостоверение работника государственного органа (организации);
водительское удостоверение;
пенсионное удостоверение, удостоверение инвалида (при наличии в них фотографии);
студенческий билет;
справка органа внутренних дел, подтверждающая личность гражданина (в случае утраты (хищения) паспорта, идентификационной карты гражданина Республики Беларусь).
Бюллетень заполняется голосующим в кабине или комнате для тайного голосования. При заполнении бюллетеня запрещается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего.
Участник референдума, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования другое лицо по своему усмотрению, кроме членов участковой и вышестоящих комиссий.
При голосовании за принятие вынесенного на референдум вопроса участник референдума ставит любой знак в квадрате со словом "За", против принятия вопроса – со словом "Против".
В случае, если участник референдума считает, что при заполнении бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член участковой комиссии, получив испорченный бюллетень, на котором должна быть собственноручная подпись участника референдума, выдает участнику референдума новый бюллетень, делая отметку об этом в списке граждан, имеющих право участвовать в референдуме, напротив фамилии участника референдума, допустившего ошибку. Испорченный бюллетень погашается, о чем составляется акт, подписываемый председателем или заместителем председателя либо секретарем и двумя членами участковой комиссии.
Заполненный бюллетень участник референдума опускает в ящик для голосования.
Каждый участник референдума голосует лично, голосование за других лиц не допускается (ст. 52 Избирательного кодекса).
Досрочное голосование
Участник референдума, не имеющий возможности в день референдума находиться по месту своего жительства, вправе проголосовать досрочно. Официального подтверждения причин невозможности участника референдума прийти в помещение для голосования в день референдума не требуется.
При получении бюллетеня участник референдума собственноручно расписывается в списке граждан, имеющих право участвовать в референдуме, и указывает дату досрочного голосования.
Досрочное голосование не проводится на участках для голосования, образованных в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других организациях здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях.
Досрочное голосование проводится с 22 по 26 февраля 2022 г. с 10.00 до 14.00, с 16.00 до 19.00.
Наблюдение за подготовкой и проведением референдума
Наблюдение за подготовкой и проведением референдума вправе осуществлять (ст.13 Избирательного кодекса):
депутаты Палаты представителей;
члены Совета Республики;
депутаты местных Советов депутатов;
представители политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, структурных подразделений организаций, граждан;
иностранные (международные) наблюдатели.
Депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики вправе осуществлять наблюдение на заседаниях любых комиссий и на любых участках для голосования.
Депутаты местных Советов депутатов вправе осуществлять наблюдение на заседаниях областных, районных, городских, районных в городах, участковых комиссий, на участках для голосования, расположенных на территории административно-территориальной единицы, в состав местного Совета депутатов которой они избраны.
Политическая партия, другое общественное объединение, трудовой коллектив организации или коллектив ее структурного подразделения, граждане, имеющие право участвовать в референдуме, вправе направить наблюдателем одного своего представителя на заседания соответствующей комиссии по референдуму, на участок для голосования (с предварительного согласия комиссии – более одного).
Иностранные (международные) наблюдатели от иностранных государств и международных организаций приглашаются в Республику Беларусь Президентом Республики Беларусь, Палатой представителей, Советом Республики, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством иностранных дел Республики Беларусь, Центральной комиссией.
Наблюдатели аккредитуются при соответствующей комиссии в день представления документа о направлении наблюдателем путем внесения записи в журнал аккредитации наблюдателей.
Иностранные (международные) наблюдатели аккредитуются Центральной комиссией (постановление ЦИК от 21.01.2022 № 6).
Порядок направления и деятельности наблюдателей при подготовке и проведении республиканского референдума в 2022 году утвержден постановлением ЦИК от 21.01.2022 № 5.
Комиссия, при которой аккредитован наблюдатель, вправе лишить его аккредитации в случае нарушения им законодательства Республики Беларусь о референдуме.
Средства массовой информации освещают подготовку и проведение референдума в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Представители средств массовой информации вправе присутствовать на заседаниях комиссий, в помещениях для голосования.
Наблюдатель вправе:
присутствовать на заседаниях соответствующих комиссий;
присутствовать при пломбировании или опечатывании ящиков для голосования;
находиться в день голосования в помещениях для голосования с момента пломбирования или опечатывания ящиков для голосования до окончания подведения результатов голосования;
присутствовать при досрочном голосовании, голосовании по месту нахождения граждан, проведении повторного подсчета голосов граждан;
наблюдать за выдачей бюллетеней, ходом голосования, соблюдением установленного Избирательным кодексом порядка голосования;
обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю участковой, счетной комиссии или его заместителю;
получать информацию о результатах подсчета голосов и составлении протоколов соответствующих комиссий о результатах референдума;
знакомиться с протоколами участковых комиссий о результатах голосования и протоколами соответствующих комиссий о результатах референдума, подписанными и направленными в вышестоящую комиссию в соответствии с Избирательным кодексом;
изготовить копию протокола участковой комиссии о результатах голосования своими силами и средствами;
направлять обращения в соответствующую или вышестоящую комиссию либо прокурору об устранении нарушений Избирательного кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь о референдуме не позднее чем на третий день после референдума.
Наблюдатель не вправе:
заниматься агитацией в любой ее форме;
создавать препятствия в проведении голосования;
предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
вести опросы граждан, прибывших для голосования и проголосовавших;
заполнять за гражданина по его просьбе бюллетень;
создавать препятствия для нормальной работы комиссий и проведения голосования;
находиться у столов выдачи бюллетеней, у кабин и ящиков для голосования;
вмешиваться в работу комиссий.
Установление результатов референдума
Участковая комиссия устанавливает результаты голосования на участке.
Районная, городская, городская в городе – устанавливает результаты голосования по соответствующему району, городу, району в городе.
Областная, Минская городская комиссии устанавливают результаты голосования по области и г. Минску.
ЦИК устанавливает итоги референдума по республике.
Итоги референдума
Референдум считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины граждан, внесенных в списки для голосования.
Решение об изменении и дополнении Конституции считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.
Сообщение об итогах референдума публикуется в печати Центральной комиссией в 7-дневный срок. В сообщении указываются: общее число граждан, имеющих право участвовать в референдуме; число граждан, получивших бюллетени для голосования; число граждан, принявших участие в голосовании; число голосовавших за одобрение вынесенного на референдум вопроса (проекта решения) и число голосовавших против его одобрения; число бюллетеней, признанных недействительными.
Решение, принятое референдумом, подписывается Президентом Республики Беларусь и подлежит немедленному и обязательному официальному опубликованию после его подписания.
Решение, принятое референдумом, вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, если в нем не установлен иной срок.
ДЕКЛАРАЦИЯ
о поддержке референдума по внесению изменений
и дополнений в Конституцию Республики Беларусь
Принимая во внимание мнения и предложения членов профсоюзов, высказанные в ходе всенародного обсуждения проекта изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь, мы, участники V Пленума Совета ФПБ, принимаем данную декларацию и заявляем о том, что поддерживаем проведение референдума по внесению изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь.
Мы говорим: «Да!» социально ориентированному государству, усилению поддержки семей с детьми, уязвимых категорий населения, гарантиям бесплатной медицинской помощи, доступному образованию.
Мы полностью разделяем мнение и позицию представителей трудовых коллективов о том, что только граждане нашей страны, трудящиеся на благо своих семей и своего государства, должны определять, как и по каким законам мы будем жить завтра. Никто из политиков других государств и тех, кто предал свою страну, не имеет ни морального, ни юридического права диктовать нам свои правила.
Мы предлагаем тем, кто из-за рубежа стремится разрушить нашу страну, одуматься, вернуться домой и по совести, и по закону ответить за свои действия – за призывы к санкциям, за беспорядки, за вред, нанесенный белорусам.
Мы будем активно участвовать в организации и проведении референдума, обеспечим объективное наблюдение за голосованием.
Мы призываем все патриотически настроенные силы общества, кто хочет мирного и динамичного развития страны для нас и наших детей, объединиться и выступить единым фронтом.
Мы объявляем об инициативе
«Мы вместе – За Беларусь!»
Это наша страна! Наша Конституция! Наше будущее!
свернуть