Преемственность дошкольного и начального образования

развернуть

Преемственность дошкольного и начального образования

 

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться. Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно? В том вопросе  большую помощь может оказать тесная связь детского сада и школы. Ведь часто в работе учителя и воспитателя отсутствует взаимосвязь, согласованность. В процессе своей работы воспитатель выявляет готовность ребенка к обучению в школе, способности умственной деятельности, состояние речи и особенности их социального развития. Учителю без этой информации невозможно осуществлять эффективное педагогическое воздействие на ребенка. Поэтому совместная целенаправленная работа воспитателя и учителя предполагает возможность  для детей с разным уровнем подготовленности, с разным уровнем развития,  чувствовать себя комфортно в начальной школе, и каждому ребенку продвигаться своим темпом. Большое значение при этом играет преемственность стиля отношений к ребенку воспитателя и учителя, что является благоприятным условием для уверенности в своих силах, проникновения доверия к учителю, включения в учебу с желанием, радостью.

Преемственность дошкольного и начального образования как условие непрерывного образования – одна из сложнейших и все еще не решенных проблем образования. Много лет она обсуждается  среди ученых, специалистов органов управления образования, педагогов, родителей.

Когда начинать готовить ребенка к школе?

Как лучше это делать? Чему и как учить?

 Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 5-6 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятельность.

Единого для развития всех детей рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать. Одно ясно, готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное, чему он научится сам,  поможет ему быть успешным в школе.

Для вас, заботливые родители, мы создали эту памятку, чтобы вы смогли воспользоваться некоторыми рекомендациями по подготовке ребенка к школе. От того, как пройдет первый учебный год, зависит многое в последующем обучении вашего ребенка.

У многих взрослых бытует мнение: будто мы готовим детей к жизни.

Нет, не готовим! Они уже живут!

И эта жизнь полна сложностей, противоречий, испытаний. Скоро Ваш ребёнок переступит порог школы, что существенно изменит всю его привычную жизнь.

Первый класс не должен лишить ребёнка радости и многообразия жизни.

Современные социокультурные условия требуют обеспечения непрерывности образования ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, потребностей семьи и общества. При этом необходимым условием непрерывности образования является преемственность, которая заключается в установлении единой линии развития личности на смежных уровнях образования.

За последние годы произошли достаточно значимые изменения в дошкольном и общем среднем образовании. На нормативном уровне изменения нашли отражение в Кодексе Республики Беларусь об образовании, Положении об учреждении дошкольного образования, учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования, образовательных стандартах дошкольного образования.

Как правило, когда говорят о преемственности дошкольного и общего среднего образования, на первый план выходит проблема готовности детей к обучению в школе. Основная цель дошкольного образования – разностороннее развитие личности ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта. Однако можно замечать, когда часто эта цель заменяется достаточно узко понимаемыми задачами подготовки – научить читать, писать и считать.

Преемственность должна обеспечить «плавный» и максимально безболезненный переход ребенка на новый уровень образования, фактически в новую социальную среду. При определении ведущих идей в ходе реализации преемственности необходимо выделит приоритеты в содержании образования на каждом этапе возрастного развития ребёнка с учётом современной ситуации, не допускать спешки и дублирования содержания последующего звена образования.

Задачи дошкольного звена можно сформулировать следующим образом:

  • приобщать детей к здоровому образу жизни;
  • обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребёнка, создавать условия для разнообразной деятельности;
  • развивать инициативность, любознательность, способность к творческому самовыражению, компетентность в сфере отношений к миру, людям, к себе;
  • включать детей в различные формы сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • формировать знания об окружающем мире;
  • стимулировать познавательную и игровую активность детей в разных видах деятельности.

Задачи начального школьного звена:

  • формировать осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регулирование своего поведения в соответствии с ним;
  • развивать готовность к активному взаимодействию с окружающим миром;
  • формировать желание и умение учиться, готовность к образованию в школе и самообразованию;
  • развивать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.

Содержательные компоненты преемственности:

Эмоциональный – учет специфики эмоциональной сферы личности ребенка дошкольного возраста, обеспечение эмоциональной комфортности, как воспитанника, так и ученика в процессе обучения.  Приоритет положительных эмоций, построение процесса обучения на основе гуманистической педагогики.

Деятельностный – обеспечение связей ведущих деятельностей смежных периодов, опора на актуальные для данного периода деятельности компоненты, создания условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода.

Содержательный – правильное соотношение между непосредственной образовательной деятельностью по усвоению образовательных областей «Физическое развитие», «Социально-нравственное и личностное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Эстетическое развитие»,  установление перспектив в содержании обучения от дошкольного детства к начальной школе.

Коммуникативный – учет особенностей общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечение непосредственного и контактного общения, с целью создания условий для социализации.

Педагогический – постановка в центр образовательного процесса ребенка, прослеживание связей между ним и окружающим миром (ребенок и общество, природа и ребенок, ребенок и другие люди и т. д.), индивидуальный характер его обучения и воспитания.

 

Направления реализации преемственности:

1. Организационно-методическое обеспечение, работа с педагогическими кадрами

2. Работа с детьми

3. Работа с родителями

Организационно-методическое обеспечение, работа с педагогическими кадрами может включать:

  • установление делового сотрудничества между воспитателями и учителями начальных классов;
  • взаимное ознакомление учителей и воспитателей дошкольного образования с задачами образовательной работы учреждения дошкольного образования и  начальной школы;
  • совместные педагогические советы по вопросам преемственности;
  • совместные заседания методических объединений по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей учреждения дошкольного образования по подготовке детей к обучению в школе;
  • семинары-практикумы;
  • взаимопосещения занятий в дошкольных группах и уроков в начальной школе (с последующем обсуждением);
  • психолого-педагогический консилиум по результатам изучения социально-педагогической адаптации первоклассников;
  • изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.

Работа с детьми может включать:

  • организацию адаптационных занятий с детьми старшей группы в рамках школы будущего первоклассника;
  • организация экскурсий по школе;
  • комплексные занятия по мотивационной готовности к обучению в школе;
  • проведение промежуточной и итоговой диагностики с детьми дошкольного возраста, направленные на изучение познавательных и мотивационно-волевых качеств личности;
  • совместное проведение праздников, спортивных мероприятий.

Система взаимодействия педагога и родителей может включать:

  • совместное проведение родительских собраний;
  • проведение дней открытых дверей в школе «Давайте познакомимся»;
  • посещение уроков и адаптационных занятий родителями;
  • открытые занятия;
  • консультации воспитателей, учителей начальных классов;
  • привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.

Эффективны в работе с родителями различные формы работы: консультации на темы «Как подготовить ребенка к школе», «Как оценить готовность к обучению будущих первоклассников» и др., лектории в рамках школы будущего первоклассника, родительские собрания «Поступление в школу - важное событие в жизни семьи», «Компоненты психологической готовности к обучению в школе», «Распорядок дня первоклассника» и др.

В заключение хочется привести слова замечательного педагога В.А.Сухомлинского: «…школа не должна вносить резкого перелома в жизни детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений».

 

Внимание! Ребенок 5-6 лет не может работать долго, 10-15 минут - временной предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Поэтому все занятия должны быть рассчитаны на 10-15 минут

 

Десять советов родителям будущих первоклассников

 

Совет 1. Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для вашего ребенка, поэтому попробуйте учесть все факторы, которые могут осложнить его обучение.

Совет 2. Обязательно познакомьтесь со школой, условиями обучения, педагогами.

Совет 3. Выясните, по какой программе будет учиться ваш ребенок, какая будет у него нагрузка (сколько уроков в день, есть ли дополнительные занятия).

Совет 4. Узнайте, когда начинаются занятия, и рассчитайте, сколько времени необходимо на дорогу в школу. Добавьте еще час на утренние процедуры и завтрак - не придется ли вставать слишком рано?

Совет 5. Постарайтесь познакомиться и побеседовать с будущей учительницей вашего ребенка. Подумайте, сможет ли она учесть его особенности (захочет ли).

Совет 6. Уточните, в какое время ребенок будет возвращаться домой из школы. Это необходимо, если вы планируете какие-либо дополнительные занятия (секции, музыкальная школа, кружки).

Совет 7. Подготовьте место для занятий ребенка дома.

Совет 8. Не настраивайте ребенка только на успех, но и не запугивайте неудачами.

Совет 9. Помните, что адаптация к школе не простой процесс и происходит совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо, если в этот период привыкания к школе кто-то из взрослых будет рядом с ребенком.

Совет 10. Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху всех ваших надежд. Помните: ему очень необходима ваша вера в него, умная помощь и поддержка.

 

свернуть

Школа будущего первоклассника

развернуть

          Преемственность должна обеспечить «плавный» и максимально безболезненный переход ребенка на новый уровень образования, фактически в новую социальную среду. При определении ведущих идей в ходе реализации преемственности необходимо выделить приоритеты в содержании образования на каждом этапе возрастного развития ребёнка с учётом современной ситуации, не допускать спешки и дублирования содержания последующего звена образования. Организационно-методическое обеспечение, работа с педагогическими кадрами нашей школы включает:

  • ознакомление учителей с задачами образовательной работы учреждения дошкольного образования и начальной школы;
  • заседания методического объединения с включением вопросов эффективности работы учителей по подготовке детей к обучению в школе;
  • психолого-педагогический практикум с изучением социально-педагогической адаптации первоклассников;
  • изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей начальной школы.

          На базе нашей школы второй год успешно функционирует «Школа будущего первоклассника». Образовательный и воспитательный процесс организуют педагоги первой и высшей квалификационной категории по следующим учебным направлениям:

  • игровой английский
  • развитие элементарной логики
  • основы математики
  • обучение грамоте
  • развитие мелкой моторики

        Педагоги, осуществляющие работу с будущими первоклассниками, регулярно делятся своим опытом на заседаниях методического объединения, проходят обсуждения форм и методов работы с коллегами, которые уже работают с первоклашками, анализируется опыт и эффективность работы в данном направлении.

 

 

свернуть

План работы по преемственности

развернуть

 

План работы по преемственности

на 2023/2024учебный год

с  ГУО "Детский сад д.Копище", ГУО "Детский сад №2 д.Копище",

ГУО "Детский сад №3 д.Копище", ГУО «Детский сад №4 д.Копище»

 

Цель: обеспечение системы непрерывного образования, связи и согласованности целей, задач, методов и средств воспитания и обучения в детском саду и школе.

Задачи непрерывного образования на дошкольном этапе:

- приобщать детей к ценностям здорового образа жизни;

- обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребенка, его положительного самоощущения при переходе от игровой деятельности к учебной;

- развивать инициативность, любознательность, способность к творческому самовыражению; расширять знания об окружающем мире, стимулировать познавательную, коммуникативную, игровую и другие виды  активности.

На этапе начальной школы преемственность обеспечивает:

- осознанное принятие ребенком ценностей здорового образа жизни и регуляцию поведения в соответствии с ними;

- готовность к активному эмоциональному, интеллектуальному, коммуникативному взаимодействию с окружающим миром;

-согласованность (преемственность) задач дошкольного и начального общего образования;

- желание и умение учиться, готовность к образованию в школе и самообразованию;

- развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности;

- развитие и совершенствование личных качеств ребенка, сформированных в дошкольном детстве.

 

 


ио

Содержание работы

Цель

Срок

Ответственные

Обсуждение и утверждение совместного плана работы. Ознакомление воспитателей с программой 1-го класса. Ознакомление учителей начальных классов с программой ГУО «Детский сад №4 д.Копище» 

-запланировать совместную работу на учебный год,

-обеспечить создание системы непрерывного образования

Сентябрь

Зам. директора по УР ГУО «Средняя школа №1 д.Копище» Янкович С.В.,  заместитель заведующего по осн.деят. ГУО «Детский сад №4 д.Копище» 

Взаимное посещение школы и детского сада (непосредственно образовательной деятельности, уроков)

-проследить и в дальнейшем использовать  связь и согласованность целей, задач, методов, средств воспитания и обучения в детском саду и школе

В течение года

Зам. директора по УР ГУО «Средняя школа №1 д.Копище» Янкович С.В.,  заместитель заведующего по осн.деят. ГУО «Детский сад №4 д.Копище», воспитатели подготовитель

ной  группы, учителя начальных классов

Взаимное консультирование

-обмениваться педагогическим опытом преемственности детского сада со школой

Проведение совместных родительских  собраний

-оказывать консультативные услуги по вопросам воспитания и образования детей;

- подготовить родителей к началу учебного года в школе: рассказать об общих требованиях к обучающимся в образовательных учреждениях, трудностями в процессе адаптации учащихся 1-х классов  в школе.

Размещение информации для родителей   «Скоро в школу»

1.Познакомить  родителей (законных представителей) дошкольников с нормативно-правовыми документами.

2. Обозначить для родителей будущих первоклассников программные требования для выпускников детского сада.

3. Ознакомить родителей с учебными программами, планируемыми на следующий учебный год в школе.

В течение года

Заместитель заведующего по осн.деят. ГУО «Детский сад №4 д.Копище»  Бойко Е.Н., воспитатели

Консультации «Гиперактивный ребёнок в детском саду и школе».

Выпуск брошюр  «Развиваем внимание у детей».

-довести до сведения родителей основные задачи образовательной программы,

-проинформировать о том, какими знаниями, умениями, навыками должен владеть будущий первоклассник

 Ноябрь

Воспитатели подготовитель

ной группы,

учителя начальных классов

Экскурсии воспитанников детского сада в школу:

1. В гости к первоклассникам;

2. Школьная библиотека-источник знаний;

3. Компьютерный класс;

 

1. Познакомить воспитанников детского сада со зданием школы, учебными классами, спортивным залом, столовой, библиотекой, музеем.

2. Создать для будущих первоклассников условия возникновения желания учиться в школе.

февраль - апрель

Воспитатели подготовитель-

ной  группы, учителя начальных классов

 

 

Беседа о школе, беседа о профессии учителя (с приглашением учителя начальных классов), чтение и рассказывание стихов о школе, рассматривание картин, отражающих школьную жизнь, изобразительная деятельность на тему «Моя будущая школа»

- совершенствовать речевые навыки,

 -развивать детское творчество,

-         способствовать

выявлению и раннему развитию талантливых детей,

- формировать стремление к получению новых знаний

- развивать наблюдательность,

- учить воспитанников рассуждать на тему школьной жизни, делать выводы

В течение года

Воспитатели подготовитель-

ной  группы,

Родительское собрание «Скоро в школу мы пойдем» (совместно с учителем начальных классов)

- проинформировать родителей о приемах подготовки руки детей к письму в школе,

- дать ссылки на электронные адреса сайтов с обучающими материалами по теме подготовки к школе

Февраль

Воспитатели подготовитель-

ной  группы, учителя начальных классов

Встреча воспитанников детского сада с первоклассниками

- развивать познавательную активность детей,

 - формировать представление о роли учащегося школы

Март - апрель

Учителя начальных классов, воспитатели подготовитель-ной группы

 

Психологическое обследование детей подготовительной группы

- изучить уровень  готовности к обучению в школе,

- проследить динамику интеллектуального, речевого развития за учебный год

Сентябрь - май

Педагог-психолог ГУО «Детский сад №4 д.Копище» 

Родительское собрание «Готовимся к школе вместе»

Способствовать активизации работы по решению проблем

преемственности

детского сада, школы и родителей, выявить эффективные

механизмы сотрудничества.

Май 

Зам. директора по УР ГУО «Средняя школа №1 д.Копище» Янкович С.В.

Консультации для родителей «Психологическая готовность к школе»

-сформировать у родителей позитивный настрой к обучению детей в школе,

-проконсультировать родителей, как правильно психологически настроить ребенка на успешное обучение в школе

Май - август

Педагог-психолог ГУО «Средняя школа №1 д.Копище» Сацукевич Е.Д., педагог-психолог ГУО «Детский сад №4 д.Копище»   

свернуть

Мероприятия

развернуть

         В рамках преемственности дошкольного и начального образования  10.04.2023 в ГУО «Средняя школа №1 д. Копище» прошёл День открытых дверей для будущих первоклассников и их родителей. В течение последней недели мая (24.08.23-28.08.23) для выпускников старших групп детских дошкольных учреждении д.Копище были проведены экскурсии. Ребята познакомились со школой изнутри, посетив библиотеку, спортивный зал, бассейн, актовый зал, столовую и учебные классы. Также в рамках экскурсии состоялось знакомство будущих первоклассников с учителями, во время которого они смогли пообщаться в игровой форме и узнать что-то новое и интересное о школе.

Формирование готовности к обучению в школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождения в ученический коллектив. Это длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольников. С целью подготовки к обучению детей, в течение года в школе осуществляет свою деятельность «Школа будущего первоклассника» (по четырем предметам: математика, логика, обучение грамоте, развитие мелкой моторики). Также в августе осуществлялась интенсив-подготовка к 1 классу.

19 августа в школе прошло общешкольное собрание для родителей будущих первоклассников. В преддверии 1 сентября состоялись ознакомительные родительские собрания, а также встречи детей с их классными руководителями.

свернуть

Памятка для родителей будущих первоклассников

развернуть

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. 
2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность. 
3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку. 
4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. 
5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения. 
6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. 
7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу. 
8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге. 
9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

 

Готов ли ваш ребенок стать первоклассником?

Готов ли РОДИТЕЛЬ к школе?

Готовность ребенка к школе

Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста

Развития мышления в старшем дошкольном возрасте

Развитие памяти у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Игры, которые развивают

 
свернуть