СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА
развернутьСОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА
Основной целью деятельности пункта коррекционно-педагогической помощи (ПКПП) является организация и оказание коррекционно-педагогической помощи детям, которые испытывают значительные стойкие или временные трудности в освоении учебной образовательной программы школьного образования.
В ПКПП работает учитель – дефектолог (коррекционный педагог, специальный педагог) – понятие достаточно широкое. Дефектологи занимаются обучением и воспитанием учащихся как с нарушением устной, так и с нарушением письменной речи. При этом основная работа проводится с учащимися с нарушением письменной речи. В своей работе использую различные средства, направленные на коррекцию и компенсацию отдельных не грубых недостатков.
Задачами учителя - дефектолога в ПКПП являются:
- изучение особенностей психофизического развития обучающихся с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи;
- формирование общих способностей к учению с целью выполнения обучающимися требований образовательных стандартов школьного образования;
- создание обходимой коррекционно-развивающей среды для обеспечения индивидуально-ориентированной педагогической помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений;
- формирование общих способностей к учению с целью обеспечения выполнения детьми образовательных стандартов на уровнях общего базового образования;
- повышение уровня интеллектуального развития детей за счет развития психических процессов, формирования позитивной мотивации к учебной деятельности, регуляции функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения у обучающихся;
- консультирование педагогов учреждения образования, на базе' которого открыт пункт, законных представителей детей по вопросам индивидуализации обучения и воспитания.
Показания к зачислению в пункт коррекционно-педагогической помощи:
В состав ПКПП зачисляются дети с относительно более лёгкими речевыми нарушениями, а именно:
- фонетические нарушения речи (дислалия, стертая форма дизартрии, нарушение голоса)
- фонетико-фонематическим недоразвитием речи (дислалия, дизартрии);
- нерезко выраженное общее недоразвитие речи: неосложнённый вариант общего недоразвития речи и осложнённый вариант общего недоразвития речи (при дизартрии );
- нарушения темпо-ритмической стороны речи (заикание легкой степени, брадилалия, тахилалия).
Зачисление в пункт коррекционно-педагогической помощи
Зачисление детей на пункт коррекционной педагогической помощи (ПКПП) для занятий с учителем-дефектологом осуществляется в соответствии с Положением о пункте коррекционно-педагогической помощи.
Приём детей на пункт, осуществляется приказом руководителя учреждения образования, на базе которого открыт пункт, с согласия законных представителей на основании списка детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи, утвержденного директором государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее - ЦКРОиР), и (или) заключения ЦКРОиР, и заключения учителя-дефектолога пункта (для детей с артикуляторно-фонетической дислалией), в соответствии с показаниями к приёму согласно приложению 1 Положения о ПКПП и на основании следующих документов:
- зaявления законного представителя обучающегося;
- заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации ( ЦКРОиР).
Для получения заключения необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) Минского района, расположенного по адресу: Ратомка, ул.Заславская 8а.,телефон для записи на комиссию: (017) 5022368 время работы: 8.00-17.00, сб. - вс. – выходной.
Для прохождения психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК) необходимы следующие документы:
- Педагогическая характеристика, представляемая учреждением (организацией), в котором обучается или воспитывается ребенок.
- Выписка из истории развития ребенка.
- Медицинская справка о состоянии здоровья (с указанием наличия или отсутствия психиатрического учета) (г.Минск, ул. П.Бровки 7, станция метро Академия наук, запись на прием – (017) 270-89-15).
- Рисунок ребенка карандашом для воспитанников дошкольных учреждений.
- Рабочие тетради для обучающихся на уровне общего среднего образования.
- Психолого-медико-педагогическое обследование проводится с согласия и в присутствии законных представителей детей с особенностями психофизического развития.
- По результатам обследования выдается заключение, которое нужно предоставить в пункта коррекционно-педагогической помощи, на основании его ребёнок зачисляется на ПКПП.
Логопедический словарь для родителей
Коррекция – исправление некоторых недостатков, не требующее коренных изменений корректируемого процесса или явления.
Компенсация –уравновешивание или возмещение имеющихся недостатков , происходит за счёт сохранного.
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата.
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи, вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (системные тяжелые нарушения речи).
Дизартрия – нарушения произносительной стороны речи, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Нарушение письма – частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Нарушение чтения– частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное не сформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и слуховой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Это самый распространенный диагноз у детей, посещающих логопедические группы.
Нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР) – различные мало сложные речевые расстройства, при которых у детей частично нарушено формирование отдельных компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и слуховой стороне при нормальном слухе и интеллекте.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношении фонем.
Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова.
Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, помогающий осуществлять операции различения и узнавания фонем (букв), составляющих звуковую оболочку слова.
свернуть