Почему детей нужно хвалить?
Малышу с рождения говорят, какой он умный, красивый и хороший. Взрослые умиляются первым шагам, словам и рисункам ребёнка, хвалят за самостоятельно завязанные шнурки и до конца съеденный суп. Но когда ребёнок идёт в школу, уровень похвалы резко снижается. Родители считают младшеклассника уже достаточно взрослым, и, так как его ведущей деятельностью становится учёба, начинают поощрять вчерашнего малыша только за хорошие отметки в дневнике.
Однако психологи считают, что хвалить детей и подростков нужно чаще. И вот почему.
Похвала формирует доверительные отношения. Получая позитивный отклик на свои действия от значимых взрослых, ребёнок понимает, что его любят, о нём заботятся, за его поступками следят и ему готовы помочь.
Похвала дарит веру в себя. Регулярное одобрение позволяет поверить в себя и свои силы. Ребёнок, которого часто хвалят родители, не будет реагировать на неконструктивную критику чужих людей. Он знает, что если у него что-то не получается, это нестрашно. Нужно лучше стараться и пробовать ещё. Это залог формирования здоровой самооценки.
Похвала поддерживает мотивацию. Бывает, если нашу работу раскритиковали, то и доделывать её нет желания. Например, если ребёнок не понимает математики и его постоянно ругают за то, что он не может правильно решить задачу, то у него может пропасть мотивация заниматься точными науками. И наоборот: если вы будете выискивать те крохи, за которые можно похвалить, подросток будет заниматься охотнее.
За что и как хвалить ребёнка?
Хвалить ребёнка — искусство, которому должен обучиться каждый родитель. Предлагаем вам несколько советов о том, как хвалить ребёнка, от психолога «Домашней школы Фоксфорда» Елены Петрусенко.
Благодарите
Благодарность близка к похвале, но имеет больше форм выражения. Необязательно каждый раз говорить: «Спасибо» — благодарность может выражаться в улыбке или кивке головы. Главное, чтобы это было искренне.
Хвалите за дело
Не хвалите за всё подряд. Похвала должна быть за реальные старания или результат. Фраза «Молодец, ты же всё равно старался» не будет иметь эффекта, если на самом деле ребёнок не прилагал усилия.
Делитесь своими чувствами
Не оценивайте ребёнка: «Ты очень умный», «Молодец, ты справился лучше всех». Так он будет постоянно ждать оценки своих поступков, станет зависим от вашего мнения о нём. Лучше говорите, что чувствуете из-за его действий. Это оценит сам поступок, покажет, что вам не всё равно, вы искренне переживаете, и научит ребёнка проговаривать свои эмоции. Например, если он верно выполнил задание, скажите: «Я очень рада, что ты отлично усвоил эту тему». А ещё лучше спросите, как чувствует себя ребёнок, преодолев трудности.
Будьте искренним
После рабочего дня иногда бывает тяжело эмоционально реагировать на рассказы ребёнка. Есть соблазн просто бросить «Молодец!» и уйти отдыхать. Но это может ранить подростка. Важно показать, что вы искренни и готовы разделить с ребёнком его радость. Если же сил нет совсем, честно скажите: «Сегодня я очень устал(а), но я правда рад(а) за тебя. Давай обсудим это событие, когда я немного отдохну».
Разделяйте похвалу и критику
После похвалы ненароком может вылетать упрёк или критика: «Сегодня ты сделал хороший доклад, но почему не убрал на кухне?», «Молодец, что прибрался в комнате, а уроки почему не сделал?». Такие фразы полностью обесценивают похвалу и даже могут обидеть. Похвалили — остановитесь. Покритикуете в другой раз, когда будет причина.
А как же всё-таки хвалить правильно?
С трудом представляю себе родителей, которые перед похвалой срочно сверялись бы с тем «А что там говорят психологи по этому поводу». Но всё-таки наметить вектор движения можно.
Хвалите ребёнка не только за достижения, но и за усилия. Результата может долго не быть, но ребёнок поймёт, что усилия сами по себе тоже достойны уважения и похвалы, а это очень ценный вклад в ваше настоящее и будущее. В жизни часто бывают ситуации, когда надо долго вкладываться без видимого результата.
Сравнивайте его только с самим собой. Если мы сравниваем ребёнка с другими детьми, мы обращаем его внимание не на то, к чему стоит стремиться, а на то, что он лично нас не устраивает. И что соседский Антон был бы для нас гораздо лучшим сыном.
Похвала должна быть искренней. Иногда родитель может быть таким уставшим или чем-то расстроенным, что ему трудно выразить свою радость. Здесь можно пояснить ребёнку свой потухший вид и не особо радостный тон: «Извини, я так сегодня устала, что мне сложно как-то ярко выражать свои эмоции, но я, правда, горжусь тобой».
Важно, чтобы похвала соответствовала возрасту и уровню развития ребёнка. То, что трёхлетка вытер со стола лужу по собственной инициативе, вызывает мамин бурный восторг: «Умница! Мамин помощник!». Подростку в этом случае достаточно вашей благодарности или улыбки.
Ищите хорошее. Даже в самой неудачной работе или поступке, можно отметить что-то хорошее. Хотя бы намерение.
Пусть ваша похвала будет содержательной. Расскажите подробнее, что именно вам нравится в работе ребёнка или его поступке.
Нет ничего ужасного в оценочных суждениях или ты-высказываниях: «Ты — молодец. Это хорошая работа». Главное, чтобы в вашем общении с ребёнком присутствовали и другие формы похвалы.
Периодически устраивайте ревизию достижений. Разговаривайте с ребёнком о том, что у него получилось, что вы заметили, чему порадовались. Показываете ему его собственный прогресс. Не важно, о чём идёт речь: об учёбе, ваших отношениях, успехах в игре на гитаре или программировании.
Чем критика может быть полезна?
Критика — это разбор чего-то с целью вынести оценку. Критика бывает деструктивная и конструктивная. Первая говорит, что плохо, а вторая — как сделать лучше. Это когда вы не просто говорите ребёнку, что его сочинение плохое, а даёте советы по улучшению текста. Такая критика нужна человеку, и вот почему:
Чтобы научиться работать над ошибками. Если ребёнок слышит только похвалу, он будет считать, что всё делает правильно и исправлять ничего не надо. Критика же помогает рассказать, что в работе хорошо, а что нужно поправить. Это мотивирует развиваться, становиться лучше и доводить дела до конца.
Чтобы лучше понимать себя. Критика помогает разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны. Задача родителя объяснить ребёнку, что первые нужно активно использовать, а вторые — развивать.
Для рождения идей. Конструктивная критика может подать идею для развития. В процессе разговора ребёнок может вдохновиться и найти способ исправить ошибку.
Как правильно критиковать ребёнка?
Деструктивная критика может быть очень опасна для подростка. Неправильная обратная связь рушит самооценку, убивает интерес и порождает страхи. Советы Елены Петрусенко подскажут, как правильно критиковать, чтобы избежать детской травмы и заниженной самооценки в будущем.
Не затрагивайте личность
Если ребёнку постоянно повторять, что он глупый, разгильдяй, неряха и другие неприятные вещи, у него даже не появится желание стараться это исправить. Зачем что-то делать, когда взрослые уже навесили на тебя «ярлык»? Лучше оцените старания ребёнка или результат его работы. Например, скажите «Я видел(а), как долго ты готовился к этой контрольной. Я горжусь тобой!».
Не делайте трагедии из мелких неудач
Если ребёнок забыл сделать простое задание, которое вы ему дали, вежливо скажите, что расстроились и надеетесь, что завтра он его сделает. Этого будет достаточно. А ещё этим вы научите чувствовать разницу между катастрофой и неприятностью.
Учите и помогайте
У детей не всегда всё получается с первого раза, а иногда они просто боятся что-то сделать. Вместо того, чтобы сорваться на него со словами «Не маленький уже, сам сделаешь», уделите время и научите ребёнка, помогите преодолеть ступор перед незнакомой задачей. Детям крайне важна помощь и ободрение значимых для них взрослых.
Как найти баланс критики и похвалы?
Всегда анализируйте факты. Оценить успеет общество, а родитель может понять причины и следствия.
Чувство вины и гордыня формируются быстро. Прежде чем выразить своё мнение, спросите, как к этому относится сам подросток.
Следите за режимом, обнимайте ребёнка, говорите с ним и уважайте его. Спокойный ребёнок не сходит сума от похвалы и не падает в обморок от критики.
Младших подростков хвалим за хорошее. Старшим даём конструктивную критику их поступкам.
Похвалите и раскритикуйте для начала себя за свои родительские действия и воспитательские приёмы, проанализируйте, что вам узнать было бы приятно, а за что стыдно. Ребёнку так же.
Иногда, достаточно взгляда, чтобы понять, осилит ли сейчас ребёнок серьёзный разговор, или, возможно, его грустный вздох скажет больше. Важно помнить, что вы не любите больше, когда хвалите и не любите меньше, когда критикуете. Это важно доносить в ваших словах и действиях.
П.Ф.Лесгафт говорил, что роль любящего слова велика и с ним не может сравнится никакое наказание. С проблемой целесообразности применения наказаний сталкиваются как взрослые, так и дети.
Отношение к наказаниям меняется на протяжении веков, существуют разные позиции в отношении наказания. Первая позиция: «против» наказаний. Вторая позиция: «за» наказания.
Аргументы против наказаний:
– недопустимы физические наказания: родители лишь доказывают полную неспособность и неумение найти разумный способ воздействия на ребенка унижают личность ребенка, убеждают в бессилии, порождают озлобление, ребенок теряет веру в свои силы и уважение к себе;
– физические наказания учат детей неправильному, нецивилизованному способу решения проблем;
– рукоприкладство родителей освобождает ребенка от чувства вины, и он считает, что волен поступать так, как ему вздумается, развивает у него упрямство;
– дети с сильной нервной системой в результате физических наказаний вырастают грубыми, жестокими, лживыми;
– дети со слабой нервной системой – боязливыми, вялыми, нерешительными, у них и у других возникает отчужденность в отношениях с родителями;
– дети перестают уважать старших, считаться с ними, испытывают чувство мести, страха;
– родители грозятся отдать ребенка, дядьке, посадить в мешок, сделать укол и.т.д. и не выполняя обещания ребенок привыкает к угрозам или запугивая угрозами порождает страх темноты, одиночества, врачей;
– постоянное порицание ребенка, критика, муштра снижает самооценку.
Положительное отношение к себе – основа психологического выживания, и дети постоянно ищут и даже борются за него, каждый ребенок ждет подтверждения, что он – хороший.
Аргументы «за».
Наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия. К педагогически оправданным наказаниям относятся:
– замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;
– разговор, выговор – серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;
– лишение ребенка чего-то приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых телепередач, лакомств и др, но важно, чтобы он знал, за что наказан.
Недопустимо наказание трудом, поскольку труд должен быть радостью.
Использовать наказание как метод естественных последствий: «насорил – убери за собой».
Недопустимо злоупотреблять запретами, т.к. могут вызвать стремление противодействовать или четко определите: что можно, а что нельзя, мотивируя это.
Мини-информация: если без наказаний нельзя обойтись, то надо помнить о некоторых правилах, которые рекомендует применять Леви В.Л.
Наказание всегда должно исходить из мотива поступка. Нередко бывает, что результат поступка оказался тяжелым, хотя мотив, которым руководствовался ребенок, был положительным. Например, ребенок заступился за младшего (девочку) и ударил обидчика.
Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиниться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость и др.
Чтобы наказание осознавалось ребенком, оно должно быть справедливым, адекватным его вины.
Наказания не должны быть слишком частыми, т.к. дети привыкают к ним и становятся равнодушными к воздействию родителей.
Следует учитывать срок давности поступка. Запоздалые наказания напоминают ребенку прошлое, но не дают стать другим. Наказан – прощен, инцидент исчерпан, о старых проступках – ни слова.
Нельзя наказывать и ругать ребенка, когда он болеет, ест, после сна, перед сном, во время игры, во время занятий, сразу после физической или духовной травмы.
Нельзя наказывать ребенка, когда у него что-либо не получается, но он старается.
Следует отказаться от наказания, когда вы огорчены, расстроены, больны.
Наказание не должно вредить здоровью.
За один поступок – одно наказание.
Не переборщите, знайте меру. Угрожать тем, что вы не можете исполнить, не имеет смысла.
Говорить: «НЕТ» и запрещать:
– если ваш ребенок что-то просит и делает то, что вам не нравиться;
– нужно говорить, почему вам это не нравиться;
– «нет» должно звучать убедительно, и вы должны стоять на своем: «Нет есть нет»;
– не говорите «нет» слишком часто, т.к. дети перестают реагировать на это;
– часто говорите комплименты, если дети ведут себя хорошо.
Не замечать:
Отсутствие реакции помогает в основном в тех случаях, когда ребенок капризничает или впадает в гнев.
– объясните сначала вашему ребенку, что ему нельзя делать и почему нельзя;
– не реагируйте на попытки привлечь ваше внимание;
– попробуйте выдержать до конца, занимаясь своими делами;
– продолжайте обращать внимание на хорошие поступки, которые совершают дети. Тогда они будут делать это чаще.
Изолировать:
Если ваш ребенок совершенно не может более управлять собой, вы можете его изолировать, оставив на время одного.
– оставьте ребенка на время одного, но не более 5 минут;
– обязательно объясните, почему вы это делаете, но не вступайте с ним в дискуссию;
– найдите для этого не самое приятное место;
– нельзя повторять это наказание часто, оно не будет действовать;
– обращайте больше внимания на все хорошие поступки, которые совершает ваш ребенок.
Смысл наказания – воздействие на эмоциональную сферу ребенка, вызвать у него чувства вины, раскаяния, стыда и огорчения. Наказание – сильнодействующий метод воспитания, но его надо применять осторожно, с учетом многих обстоятельств: это и мотивы поступков детей, и возрастные особенности. Не спешите с выводами, не унижайте ребенка, не кричите на него, не оттачивайте на детях свое остроумие.
Наказание должно быть педагогически оправданным. Физические наказания не допустимы.
Памятка «Как поощрять ребёнка в семье»
Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда общается с вами.
Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
Словесно выражайте одобрение пусть самому маленькому успеху своего ребенка, его поведению.
Используйте чаще выражения: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» – это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
Дарите ребенку подарки, но при этом учите его их принимать.
Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы, поздравления и т.д.
Учите своего ребенка быть благодарными за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей семьи.
Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т.д.
Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, предоставьте ребенку возможность учиться распоряжаться ими разумно.
Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился, и обсудить это с ним.
Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и вами.
Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам.
Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения родителей.
Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок!
СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ:
Если:
*ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть
*ребёнка высмеивают, он становится замкнутым
*ребёнка хвалят, он учится быть благородным
*ребёнка поддерживают, он учится ценить себя
*ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины
*ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других
*ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым
*ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей
*ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным
*ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире
свернуть