08.04.2021

       Мир изменился. За последние 100–200 лет поменялось всё: образ жизни людей, ценности и приоритеты. Если раньше родители переживали, когда ребёнок сутками пропадал на улице, то сегодня всё наоборот — переживать стоит тогда, когда ребёнок не выходит из дома.

       И если раньше многие с облегчением говорили: «Пусть лучше так, чем по подворотням шатается», то сегодня уже появляется понимание того, что пребывание в виртуальной реальности может быть гораздо более губительным, чем опасность «связаться с плохой компанией». Впрочем, это можно сделать и онлайн.

      С появлением смартфона начался процесс непрерывного потребления информации. И это таит в себе огромную опасность, так как у человека формируется привычка постоянно потреблять информацию, своего рода зависимость. Это легко можно увидеть по тому, как люди часто даже во время еды не выпускают гаджет из рук. А теперь сравним: если раньше человек получал информацию из газеты, которой уделял 30–40 минут в день максимум, то теперь поток информации оказывает воздействие на сознание непрерывно. И если психика взрослого ещё как–то может эту информацию фильтровать, хотя это тоже большая иллюзия во многом, то психика ребёнка все впитывает, как губка.

       И важно понимать, что именно в детстве закладываются привычки, и в том числе привычки потребления информации. И дело тут не только в трате времени. Ведь формируется привычка не только по объёму, но и по типу информации, а она в большей части негативная, — в этом легко можно убедиться, просмотрев пару–тройку молодёжных сообществ в соцсетях.

      Ничего конструктивного вы там скорее всего не найдёте. И такой ритм получения информации создаёт стойкую привычку у человека в будущем уже самостоятельно искать именно аналогичную информацию и быть восприимчивым преимущественно к ней.

     Наша личность сформирована нейронными связями. И большинство из них закладываются в детстве. Привычка получать информацию из гаджета, а не путём выстраивания социальных связей с людьми приводит к социальной неадаптированности. И если раньше ребёнка во многом воспитывали родители, то сегодня, как ни парадоксально звучит, родители зачастую имеют малое отношение к формированию личности ребёнка, во многом ребёнка воспитывает гаджет.

Как же решить эту проблему?

       В первую очередь, следует избежать главной ошибки — детям ничего не нужно запрещать. Если ребёнок уже «подсел» на гаджет, просто вырвать его из рук не получится. Здесь действует принцип захвата внимания. Нужно просто перенаправить внимание ребёнка на то, что его заинтересует больше. Самые лучшие варианты — это спорт или творчество.

     Как только ребёнок поймёт, что он способен побеждать не только в каких–то онлайн игрушках, но и в реальной жизни, это станет ему гораздо более интересно, чем какой–то виртуальный мир, который с выключением гаджета исчезает так же, как сон.

    Всё познаётся в сравнении. И реальные результаты своей деятельности всегда приятнее, чем какая–то интернет–иллюзия. Можно быть прокачанным «белым магом 80–го левла» в какой–то онлайн–игрушке, но это никогда не сравнится с победой на спортивных соревнованиях или с признанием таланта художника или писателя. И важно понимать, что талант есть у каждого. Потому что каждый ребёнок приходит на эту землю со своим предназначением и своей задачей, и она явно не в том, чтобы кататься на танке в виртуальной реальности по полям сражений войны, окоченной 80 лет назад.

      Установите временные рамки “общения” ребенка с гаджетом. И старайтесь сами их не нарушать. Для каждого возраста они свои. 

     Следите за собственным отношением к гаджетам. Известно, что плохой пример заразителен. Если родители часами смотрят телевизор, каждые десять минут отвлекаются на телефон, не стоит удивляться, что ребенок ведет себя точно так же.

    С другой стороны, те же гаджеты можно использовать и с пользой. Планшет, телефон, смартфон — это инструменты, которые также можно использовать и для развития. Вредоносное влияние гаджетов начинается тогда, когда мы выстраиваем свою жизнь вокруг этого и тратим на него всё своё время.

   Существуют качественные игры и приложения, позволяющие детям развивать логику, память, изучать иностранные языки. Увлечение детей играми часто становится входными дверями в мир IT-технологий. Важно только правильно сориентировать ребенка. Сегодня онлайн-образование набирает обороты. Можно заниматься с репетитором, посещать всевозможные курсы и мастер-классы не выходя из дома. Это удобно и открывает огромные возможности.

       Ни к чему полностью ограждать детей от гаджетов и запрещать пользоваться интернетом. Но очень в важно в быстром потоке современного мира уделять внимание ребенку, доносить до него значение настоящих ценностей – семьи, дружбы, общения, развития. А гаджеты должны быть только помощниками в жизни и достижении успеха.