Семинар-практикум для заместителей директоров «Создание условий для личностного и профессионального роста педагогов средствами методической работы»
развернутьСеминар-практикум для заместителей директоров «Создание условий для личностного и профессионального роста педагогов средствами методической работы»
Новая школа - чистый холст для менеджера в образовании. В зависимости от личностных и профессиональных качеств управленцев на свет может появится миллион разных школ.
Для поиска и корректировки стратегий управления персоналом в 2020 году нам нужно было сфокусироваться на обоюдозависимых аспектах: изучение качества работы 100 % вновь прибывшего педагогического состава, анализа качества, поиска решений, а также контроль исполнения решений администрации. Требовалось одновременное выполнение поручений и обучение, мониторинг и корректировка, мотивирование и объединение педагогического коллектива, которое должно происходить быстро, качественно, доступно и прозрачно.
Для решения поставленных задач по итогам 1-го года работы мы подобрали уникальную комбинацию форм и методов работы, которыми хотели бы поделиться.
Наш кейс – это большая школа в густонаселенной местности, находящейся на границе Минского района и города Минска. В данный момент полный штат школы - 186 человек, педагогический состав -136 человек на 2136 учащихся.
Организация методической работы в такой уникальной школе с молодым и энергичным педагогическим составом требует предоставления возможностей для реализации амбициозных проектов учителей и одновременного выполнения общешкольных задач. В этом помогают высоко развитые коммуникативные навыки как со стороны администрации, так и со стороны педагогического состава. За первый год работы мы смогли проанализировать способности и направления работы, которые в перспективе могут привести к значительным результатам. На августовском педагогическом совете 2021 была принята модель организации методической работы для систематизации и визуализации проектов Школы будущего разработанных методическими объединениями по итогам 2020/2021 учебного года.
Методический коворкинг показал свою эффективность в рамках работы методического объединения для подготовки к предметным неделям, заседаниям МО, к конкурсам, для организации общешкольных мероприятий, для разработки проектов. Это наш основной инструмент для работы с коллективом. Малые группы (до 20 человек) работают без указаний администрации, самостоятельно выбирая тематику, что позволяет выявить проблемы на местах, внести конструктивные предложения по решению задач. Преимуществом работы, которая исходит от подчиненных напрямую – высокий уровень самостоятельности, вовлеченности и доверия.
Хотелось бы подчеркнуть, что большинство разрабатываемых и реализуемых проектов в Школе будущего инициировано педагогическими работниками посредством работы методических коворкингов самостоятельно. Администрация создает условия для их функционирования и оказывает методическую поддержку.
Результатом такой работы часто является организация обучающего мероприятия практической направленности для педагогов. Например, на одном из заседаний была выявлена общая проблема: проведение оповещения и информатизации законных представителей об организации процесса образования через группы в социальных сетях больше не являются продуктивными. Родители не видят важную информацию из-за постоянного потока сообщений и, как следствие, теряют мотивацию к прочтению всего чата. Чтобы повысить интерес родителей к процессу обучения, вовлечь их в сотрудничество, для избегания искажения информации и актуализации их знаний о педагогике, учителя поделились успешным опытом по вовлечению родительской общественности в жизнь школы. Итогом стало проведение педагогического квеста «Интерактивные технологии в жизни учителя». В малых группах опытные педагоги выступили с презентациями по использованию технологий. Рассказали о плюсах-минусах использования. Показали примеры своих рабочих продуктов по работе с падлет-досками, рассказали о методах разработки интерактивных плакатов, создания личного сайта учителя. Группы сделали набросок собственных продуктов, а затем переходили по станциям к следующему педагогу.
В связи с тем, что не все педагоги могли присутствовать лично на педагогическом квесте, ими была предложена еще одна форма работы: скринкастинг – запись или трансляция видео работы монитора. Эта форма работы подходит для трансляции опыта с любыми информационно-коммуникационными технологиями, а также позволяет изучать материалы в записи.
Одним из авторских флешмобов, разработанных педагогами нашей школы стало проведение цветного дня: каждая четверть для учащихся и учителей становится особенной. Все готовятся раскрасить школу в тематический цвет. Предметы образовательного обихода становятся яркими и важными: указки, колокольчики, ручки и пеналы, книги и обложки, рисунки и рубашки, игрушки и бантики. Задания про аметист, лаванду, баклажаны и фиалки, викторины про морские глубины и космические объекты, флешмобы в фиолетовых нарядах и чаепитие с кексами с черничный вареньем... Это далеко не весь перечень творческих заданий от учителей, которые успешно прошли фиолетовом феврале. Октябрь стал для нашей школы желтым и оранжевым, ноябрь бал синим: мы ждали приход зимы. Декабрь стал красным и нарядным. В мае обещается буйство зеленый красок.
6
Качество методического коворкинга напрямую зависит от подхода к самообразованию каждого педагога в отдельности. Для включения 100% учителей в эффективную работу по теме самообразования необходимо сделать этот процесс понятным, доступным и эргономичным. Для этого было разработано положение по работе над темой по самообразованию, что не дало ожидаемого эффекта, ведь творческие педагоги медленно усваивают недостаточно визуализированную информацию. Для этого мы сделали видео о порядке и ценности работы по самообразованию, где объяснили как сделать эту работу попутной проведению каждого отдельного урока.
Кроме того, в связи с тем, что в каждой параллели I ступени обучения в среднем 7-8 классов, учителям начальной школы было рекомендовано сорганизовать темы по самообразованию в параллели и готовить совместный проект для ее реализации. За параллелями закреплен постоянный наставник, что, с учетом интенсивности и объемом выполняемой работы, позволяет нам определить этот вид деятельности как коучинг. Коуч помогает учителям достичь профессиональных целей.
Так, учителя параллели первых классов работает над актуальной для этого возраста учащихся темой «Мой край», которая будет расширяться в последующих классах. В год Исторической памяти ребята знакомятся на мероприятиях с историей малой Родины, расширяют знания и представления о родной земле. Для погружения в тематику в школе создан кабинет, где размещены стенды о Минской области и Минском районе, о Республике Беларусь, которые ярко и красочно отображают события минулых лет.
8.1
Параллель вторых классов работает в направлении «Мир творчества». Педагоги организуют мастер классы в самой разнообразной тематике, готовят выездные мероприятия с посещением керамического завода, ткацких мастерских и тд. На параллели ведётся активная творческая работа в направлениях, которые интересны не только учащимся, но и их родителям.
Параллель третьих классов работает в направлении ознакомления с правилами безопасности жизнедеятельности. Для учащихся организуются конкурсы и викторины выявляющие уровень знаний в этой области. Выездные экскурсии в пожарные части, знакомство с кинологами и хозяевами домашних животных повышают уровень сознательности и ответственности школьников.
Для учащихся параллели четвертых классов становится более актуальным вопрос участия и подготовки к предметным олимпиадам. Поэтому для этой параллели выбрано направление «Интеллектуальный марафон». В рамках мероприятий этой направленности расширяется кругозор учащихся, повышается уровень интеллекта. Учителя готовят к участию в предметных олимпиадах и конкурсах исследовательского характера.
Для реализации индивидуальных педагогических проектов в рамках работы над темой по самообразованию в Школе будущего организована работа классов-проектов. По каждому классу разработан план на год, рассмотренный на МО в августе. Работа по направлению запланирована на учебных занятиях. Ежедневные мероприятия чередуются с крупными и итоговыми, которые проходят в конце учебного года. На заседании МО в декабре были заслушаны промежуточные итоги работы по проекту, руководители представили для коллег видео-материалы и разработки.
1 «Б» - Razmova-клас – класс-проект, созданный для популяризации белорусского языка. Проводятся ежемесячные проекты в классе: «Казкi i краскi», «Беларускiя стравы», «Смак роднай мовы», удзел у сустрэчы з беларускiм пiсьменнiкам Васiлем Жуковiчам, падарожжа-экскурсiя.
3 «Е» - Papera-класс - класс-проект, созданный для популяризации . Проводятся еженедельные мастер-классы из разных видов бумаги, применение бумаги для конструирования на математике, творческие задания на литературе (бумажный театр), организация и реклама «Бумажного бума» в школе, мастер-класс в творческую среду «Изготовление открыток».
4 «А» - Travel-класс - класс-проект, созданный для популяризации внутреннего туризма. Проводятся ежемесячно: игры-путешествия «Адкуль пайшлi назвы беларускiх гарадоy», экскурсии в образовательный центр МЧС, ОБЖ, поездки в Раубичи, Несвиж, Хатынь, Мир, на Курган Славы. Весной в Брестскую крепость, персональные выставки учащихся класса «Путешествие по стране талантов».
С учетом специфики контингента (17 % педагогических работников – учителя без квалификационной категории, 30 % - учителя второй квалификационной категории) отдельное важное направление – это работа Школы молодого учителя. Для нашего кейса особенно важно было подобрать для этого направления профессионала, с высокими лидерскими качествами и горящими глазами. Благодаря этому в школе будущего ШМУ – это активно функционирующее объединение креативных и энергичных педагогов. Несколько примеров, прошедших мероприятий:
- Обучающий тренинг «Тайм-менеджмент. Управление своим временем» проведен в Школе молодого учителя. Через практические задания, игры и рисуночные тесты участники учатся работать на результат.
- Мотивационная встреча - тренинг с преподавателем университета им. М.Танка Анной Житко «Образ идеального учителя» (октябрь 2021). Встреча прошла в библиотеке за круглым столом, вопросы и ответы, инструкции, побуждающие к саморазвитию учителей.
- Мастер-класс «Приёмы повышения мотивации учащихся на учебных занятиях» (декабрь 2021) школа молодого учителя. Был представлен широкий спектр приемов, которые можно использовать на разных этапах учебных занятий для повышения интереса учащихся.
- Деловая психологическая игра «Колесо успеха» (Ноябрь 2021) Школа молодого учителя. С помощью игры учителя старались расставить приоритеты в учительской и личной жизни на ближайший период времени.
- Психологический семинар «Осознание профессиональных страхов и пути их преодоления» - октябрь 2021 ШМУ. Школьный психолог дала советы и рекомендации по преодолению страхов в профессии.
- Методическая памятка «Организация проведения работы над ошибками» в рамках МО-январь 2022. Была разработана серия мастер классов для разных предметов с целью систематизации типичных ошибок учеников и учителей, а также их предупреждения.
Мастер-класс – всем известная форма работы, однако в нашей школе – это еженедельная возможность для самореализации. В рамках проекта «Творческая среда» педагоги школы будущего демонстрируют актуальные педагогические технологии, итоги проектной работы с учащимися с целью трансляции опыта, погружения в атмосферу разных методических направлений и специфику предметов. Каждую среду на постоянном месте и в определенное время с учетом работы школы в 2 смены учащиеся могут ознакомится с темами и предметами, которые будут изучать в будущем, применить себя для помощи в создании и проведении мастер класса, учителя, могут в ненавязчивой атмосфере почерпнуть новые идеи и способы подачи информации. Этот проект в большей степени направлен на возможность для реализации самообразования педагогов, реализации педагогических проектов и проектов учащихся, актуализации преемственности между ступенями обучения.
Так, например в 2021/2022 учебном году: учителем Цыркун Д.И. проведен воркшоп «Имбирный пряник» (английский язык), учителем Данильчик М.И. проведен воркшоп «Эко-шоперы. Сделай сам», учителем Голубевой Т.В. проведен воркшоп «Рисование шоколадом по шоколаду», учителем Дроздик В.В. проведен воркшоп «Lego Break», учителем Бушейко А.П. проведен воркшоп «Рождественская открытка», учителем Бабак Н.Л. проведена иммерсивная театральная постановка «Winter snowballs», учителем Богачевой Е.С. проведены воркшопы «Хаотическая дискотека молекул» и «Удивительный мир астрономии», учителями Лавреновой Т.В. и Скоморох Т.А. организована выставка математических фигур, учителем Рудницкой К.А. организована выставка «Птушкi Беларусі», учтителем Гергаловой Я.М. проведен воркшоп «Брелоки для любимых» и т.д.
После внедрения проекта «Творческая среда» нам показалось логичным задействовать как можно больше дней недели для циклограммы реализации творческого потенциала наших сотрудников и учащихся.
«Динамический четверг» - мероприятие направленное на применение здоровьесберегабщих технологий. Каждый четверг в 10.45 и 14.45 учащиеся, совместно с педагогами организаторами проводят динамические перемены для всех желающих.
«Радио пятница» - проект, в котором учащиеся еженедельно готовят выпуск радиопередач, которая звучит весь день.
«Спортивная суббота» - для вовлечения учащихся в спортивную жизнь школы еженедельно учителя физической культуры и здоровья проводят физкультурно-оздоровительные мероприятия.
Педагогический совет – это важнейшие мероприятия учебного года. Их качество и направление напрямую зависит от креативности их создателей, но по большей части анализа работы педагогического состава и планирования. Он решает конкретные задачи учреждения образования, компетентно участвует в управлении, определяет основные направления деятельности, совершенствует и развивает образовательный процесс, решает иные вопросы образовательной деятельности учреждения образования.
В нашем кейсе, с учетом потребностей учителей задача подобрать формы педсовета, которые бы отвечали запросам современного учителя.
К педагогическому совету мы готовимся за 1-2 месяца до его проведения. В рамках подготовки мы отбираем эффективные и инновационные формы работы для последующей трансляции и внедрения в практику. Помимо основной части, в рамках педсовета мы проводили: мастер классы по созданию бук-трейлеров, по арт терапии, по использованию канбан-досок, таблиц KWL, кейс-технологий, созданию лэпбуков. Но самая популярная форма работы – edu-brunch - встреча с образовательными целями для учителей в неформальной обстановке (за чашкой горячего напитка).
Также становится традиционным для педагогического совета тимбилдинг для макрогрупп – перед началом учебного года коллективу предлагается разделится на группы по специальности/по времени работы в коллективе/по опыту работы в системе образования/в случайном порядке для проведения психологических деловых игр, квиз-викторин по педагогике, методических хакатонов.
Совещание при директоре в условиях работы школы в 2 смены выбора иного времени для организации ежемесячного совещания не остается, поэтому мы стараемся организовать работу в субботний день продуктивно и эмоционально насыщенно. Так, например, крайнее совещание совпало с окончанием недели истории, искусства и трудового обучения, которая в свою очередь завершалась подведением итогов внутришкольного конкурса «Сфоткай типо Рембрандт». Ставший ежегодным конкурс детских работ, задачей которого было сфотографировать себя и созданный антураж в качестве репродукции известных работ. Для создания торжественной обстановки мероприятия мы пригласили ведущих, организовали выступление творческого детского коллектива, а также организовали шведский стол, который позволил учителям окунутся в атмосферу галереи не выходя из школы. После открытия выставки проходила "Родительская суббота", где педагоги консультировали законных представителей своих подопечных по вопросам текущей успеваемости. Перед ней учителям было предложено проследовать на тренинг с приглашенным профессиональным психологом Соколовым Сергеем Александровичем для изучения педагогических кейсов в воспитании.
С целью самоанализа работы педагогов, их углубления в систему работы Школы будущего, понимания сотрудниками целей и задач поставленных администрацией и специалистами, с учетом количества сотрудников, ежемесячно проводится опрос педагогического коллектива посредством Google forms. Опрос составлен на основе внутренних и локальных нормативных документов. На основе ответов составляется рейтинговая система лучших педагогов школы, за которыми закрепляются надбавки из премиального фонда.
Так, например, по итогам 2020-2021 учебного года лучшими учителями Школы будущего стали: Бабак Н.Л., учитель высшей квалификационной категории, Максименко А.А., учитель первой квалификационной категории и Михайлов И.Н., учитель высшей квалификационной категории.
Впереди наш коллектив ждет большое количество вызовов, испытаний и побед. , с которыми мы обязательно справимся!
свернуть