Методические рекомендации
по организации и проведению обязательного выпускного экзамена
по учебному предмету «Иностранный язык»
за период обучения и воспитания
на III ступени общего среднего образования
Выпускной экзамен по иностранному языку призван оценить уровень практического владения выпускниками изучаемым иностранным языком в пределах требований, определённых образовательным стандартом «Общее среднее образование. Иностранный язык. III—XI классы» и учебной программой для учреждений общего среднего образования для III—XI классов с русским (белорусским) языком обучения «Иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский, китайский)». Объектом итоговой аттестации учащихся является коммуникативная компетенция — владение совокупностью речевых, языковых, социокультурных норм изучаемого языка, компенсаторных и учебно-познавательных умений, позволяющих осуществлять межкультурную коммуникацию. На экзамене определяется уровень сформированности коммуникативной компетенции учащихся и на этой основе оценивается качество подготовки выпускников учреждений общего среднего образования по иностранному языку.
- Нормативные правовые документы, определяющие содержание выпускного экзамена
- Образовательный стандарт. Общее среднее образование. Иностранный язык. III—XI классы (далее — стандарт).
- Концепция учебного предмета «Иностранный язык».
- Учебная программа для учреждений общего среднего образования для III—XI классов с русским (белорусским) языком обучения «Иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский, китайский)» (далее — учебная программа).
- Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования (далее — правила).
- Содержание экзамена
Содержание экзамена определяется в соответствии с целями и задачами обучения, требованиями к уровню подготовки учащихся по иностранным языкам на III ступени общего среднего образования (см. стандарт). На экзамене выпускники должны продемонстрировать:
- знание лексических единиц, устойчивых словосочетаний, грамматических явлений продуктивного и рецептивного минимумов, особенностей произношения и ритмико-интонационного оформления основных коммуникативных типов предложения, предусмотренных учебной программой, и умение пользоваться ими;
- умение воспринимать и понимать устную речь на слух при непосредственном общении и в звукозаписи;
- владение устной речью: умение вести беседу, дать совет, выразить пожелание; комментировать увиденное, услышанное, прочитанное, используя отдельные реплики и развёрнутые высказывания; логично и последовательно делать сообщение и высказывать оценочные суждения относительно услышанного, прочитанного.
Экзамен по иностранному языку проводится в устной форме и включает три этапа.
Первый этап — собеседование с экзаменуемым, стимулом к которому является прочитанный текст. На этом этапе экзамена проверяются умения читать, понимать, комментировать прочитанное и высказывать суждения по поводу полученной информации; понимать речь на слух. Содержание заданий:
- Краткое определение основного содержания текста.
Например: О чём говорится в тексте? Какова основная идея текста?
- Извлечение из текста запрашиваемой информации.
Например: Найди в тексте ответ на вопрос «...» и прочти его.
- Извлечение из текста отдельных фактов и значимых деталей. Например: Что? Где? Когда? Как? Куда?
- Извлечение из текста фактов, описание которых требует от экзаменуемого развёрнутого аргументированного высказывания. Например: Зачем? Почему? Отчего? Как ты думаешь?
Второй этап — собеседование с экзаменуемым, стимулом к которому является прослушанный текст. На этом этапе экзамена проверяются умения воспринимать и понимать устную речь в звукозаписи, извлекать из прослушанного текста запрашиваемую информацию и комментировать её. Содержание собеседования должно позволять судить о степени понимания прослушанного текста: адекватное понимание текста в целом, определение его главной идеи и вычленение деталей. Например: Кто? Что? Где? Когда? Как? Куда? Почему? В связи с чем?
Третий этап — беседа, стимулом к которой является ситуация общения, предлагаемая экзаменатором. Задача данного этапа экзамена состоит в проверке умений монологической и диалогической речи. Содержание предлагаемых для выполнения заданий должно стимулировать экзаменуемого к спонтанной речи. Эти задания включают вопросы-стимулы, ответы на которые требуют использования отдельных реплик и развёрнутых высказываний относительно услышанного. Рекомендуемое содержание заданий:
- Задание, выполняя которое экзаменуемый имеет возможность опереться на изученный в процессе обучения материал.
Например: Давай поговорим о здоровом образе жизни. Ты следишь за своим здоровьем? Что ты делаешь для того, чтобы быть здоровым?
- Задание уточняющего характера, содержание которого касается личного опыта экзаменуемого и предполагает утвердительную или отрицательную реплику, которую нужно прокомментировать.
Например: Согласен ли ты с мнением о том, что курение действительно опасно для здоровья человека? Почему?
- Задание, побуждающее экзаменуемого инициировать беседу, проявить заинтересованность в чём-то, задать встречные вопросы.
Например: Представь, что ты беседуешь с зарубежным сверстником о здоровом образе жизни. Что бы ты прежде всего у него спросил?
- Задание, побуждающее экзаменуемого дать совет, аргументированную рекомендацию.
Например: В школе есть ребята, которые курят. Посоветуй, что нужно сделать, чтобы они поняли, что это вредно.
- Задание, требующее от экзаменуемого выражения своей точки зрения, рассуждения о фактах, событиях, приведения примеров и аргументов. Например: Тебе приходилось пропагандировать здоровый образ жизни среди молодых людей? Если да, расскажи, как ты это делал. Если нет, как ты это сделаешь?
III. Образец экзаменационного билета
Билет №...
- Собеседование с экзаменатором. (Далее указывается номер карточки с заданиями для подготовки к собеседованию и название текста для чтения.)
- Собеседование с экзаменатором. (Далее указывается номер карточки с заданиями для подготовки к собеседованию и название текста для прослушивания.)
- Беседа с экзаменатором. (Обозначается общая тема беседы.)
- Требования к организации и проведению экзамена
Экзамен проводит экзаменационная комиссия, которая формируется в соответствии с правилами. Функциональные обязанности каждого экзаменатора определяет председатель таким образом, чтобы два экзаменатора участвовали в беседе с экзаменуемым, один экзаменатор — фиксировал ошибки. Экзаменатор, фиксирующий ошибки, не должен находиться в поле зрения экзаменуемого. Рекомендуется наличие в аудитории преподавателя (специалиста), организующего прослушивание аудиотекстов. Для проведения экзамена разрабатываются экзаменационные материалы для каждой группы экзаменуемых. Порядок разработки билетов ежегодно регламентируется Министерством образования Республики Беларусь.
Требования к организации отдельных этапов экзамена Собеседование с экзаменуемым, стимулом к которому является прочитанный текст.
- Предлагаемый текст для чтения должен быть аутентичным (научно-популярный, публицистический, художественный) и отвечать следующим требованиям:
- соответствовать предметно-тематическому содержанию учебной программы;
- характеризоваться смысловой законченностью, связностью и цельностью;
- не быть перегруженным терминами, именами собственными, цифровыми данными;
- соответствовать уровню подготовки экзаменуемых, определённому стандартом и действующей учебной программой.
- Объём текста — до 2200 печатных знаков с пробелами. Тексты для чтения могут включать до 4 % незнакомых слов, о значении которых можно догадаться из контекста.
- Тексты печатаются шрифтом Times New Roman, кегль — 14.
- Время на подготовку — 20 минут.
Во время ответа выпускник имеет право пользоваться текстом. Задания (четыре) для подготовки к собеседованию предлагаются экзаменуемому вместе с текстом.
- Пользование словарём не предусмотрено.
Собеседование с экзаменуемым, стимулом к которому является прослушанный текст.
- Для прослушивания используются следующие функциональные типы аудиотекстов:
- рассказ;
- фрагмент радиопередачи;
- прогноз погоды, программы новостей, спортивные сводки;
- объявления по радио, телевидению, в аэропорту, на вокзале, в общественном транспорте;
- диалоги;
- интервью, репортажи, информационная реклама;
- инструкции-объяснения.
- Длительность звучания текста — до 1,5 минут.
- Вопросы, на которые нужно ответить, имена собственные, сложные для восприятия слова предлагаются экзаменуемому на отдельной карточке в печатной форме перед прослушиванием текста.
- Карточка предъявляется перед первым прослушиванием текста. Во время второго прослушивания разрешается делать пометки.
Беседа с экзаменуемым, стимулом к которой является предложенная ситуация общения. 1. Тематика предлагаемых для беседы ситуаций определяется в соответствии с предметно-тематическим содержанием, указанном в стандарте и действующей учебной программе.
- По содержанию темы может разрабатываться несколько комплектов заданий.
- Экзаменуемого не знакомят с содержанием беседы предварительно. Задания (пять) предъявляются ему непосредственно во время беседы.
Последовательность этапов экзамена строго не регламентируется, а определяется экзаменационной комиссией. Одновременно в аудитории находятся до четырёх экзаменуемых.
- Требования к оценке ответа
Критерии оценки ответа на экзамене
Оценка уровня сформированности коммуникативной компетенции |
Балл |
Экзаменационное задание выполнено полностью. Ответ характеризуется связностью, логичностью, достаточным объёмом, развёрнутостью. Речь беглая. Возможны отдельные несущественные лексические и грамматические ошибки, не препятствующие решению коммуникативной задачи |
10 |
Экзаменационное задание выполнено полностью. Ответ характеризуется связностью, логичностью, достаточным объёмом, развёрнутостью. Речь беглая. Допущены несущественные лексические и грамматические ошибки, не препятствующие решению коммуникативной задачи. Иные единичные ошибки исправлялись по ходу ответа самим экзаменуемым |
9 |
Экзаменационное задание выполнено. Ответ в целом характеризуется связностью, логичностью, достаточным объёмом. Речь беглая. Высказывания носят преимущественно развёрнутый характер. Допущены некоторые лексические и грамматические ошибки, не повлиявшие на качество решения коммуникативной задачи. Отдельные ошибки исправлялись по ходу ответа самим экзаменуемым |
8 |
Экзаменационное задание выполнено. Ответ в целом характеризуется связностью, логичностью и объёмом, близким к достаточному. Речь недостаточно беглая, высказывания не всегда развёрнутые. При дефиците необходимых языковых средств экзаменуемый прибегает к компенсаторным умениям. Допущены лексические и грамматические ошибки, существенно не повлиявшие на качество решения коммуникативной задачи |
7 |
|
|
Экзаменационное задание в основном выполнено. Ответ характеризуется достаточной связностью и логичностью, но небольшим объёмом высказываний. Речь недостаточно беглая, а высказывания не всегда развёрнутые. В речи встречаются неоправданные паузы, в том числе вызванные затруднениями в подборе языковых средств. При дефиците необходимых языковых средств экзаменуемый прибегает к компенсаторным умениям. Допущены лексические и грамматические ошибки, в том числе повлиявшие на качество решения коммуникативной задачи |
6 |
Экзаменационное задание частично выполнено. Ответ характеризуется недостаточной связностью, логичностью, небольшим объёмом высказывания. В речи встречаются неоправданные паузы, в том числе вызванные затруднениями в подборе языковых средств. При дефиците необходимых языковых средств экзаменуемый прибегает к компенсаторным умениям. Допущены существенные лексические и грамматические ошибки, повлиявшие на качество решения коммуникативной задачи |
5 |
Экзаменационное задание частично выполнено. Ответ характеризуется недостаточной связностью и логичностью. Речь изобилует паузами. Имеет место дефицит необходимых языковых средств. При дефиците необходимых языковых средств экзаменуемый не прибегает к компенсаторным умениям. Допущено существенное количество лексических и грамматических ошибок, повлиявших на качество решения коммуникативной задачи |
4 |
Экзаменационное задание выполнено фрагментарно. В ответе отсутствуют связность и логичность. Объём недостаточный. Речь изобилует паузами. При дефиците необходимых языковых средств экзаменуемый не прибегает к компенсаторным умениям. Допущены грубые лексические и грамматические ошибки, в значительной степени повлиявшие на решение коммуникативной задачи |
3 |
Экзаменационное задание выполнено фрагментарно. Речь постоянно прерывается паузами. Экзаменуемый испытывает дефицит языковых средств, компенсаторные умения не сформированы. Допущены грубые лексические и грамматические ошибки, существенно повлиявшие на решение коммуникативной задачи |
2 |
Экзаменационное задание практически не выполнено. Речь постоянно прерывается длительными паузами. Экзаменуемый испытывает дефицит языковых средств |
1 |
- Техническое обеспечение Класс, в котором проходит экзамен, должен быть оснащён как минимум двумя компьютерами и двумя комплектами наушников.
Каждый этап экзамена оценивается отдельно. Итоговая отметка выводится как среднее арифметическое отметок, полученных на каждом этапе экзамена.
Литература: «Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь” №1, 2012. С. 3 – 7