При написании работы требуется соблюдать ясность изложения, систематичность и последовательность подачи материала. Текст должен делиться на абзацы по смыслу. Следует избегать повторений, не допускать перехода к новой мысли, пока первая не завершена. Писать необходимо по возможности краткими и ясными предложениями, исключать тавтологию, частое повторение одних и тех же слов и выражений, сочетание в одной фразе нескольких свистящих и шипящих букв.

Изложение должно быть беспристрастным. Желательно делать меньше ссылок на себя, а если делать, то о себе - в третьем лице: "автор полагает", "по нашему мнению" и т.д. Рукопись не следует перегружать цифровым и иллюстративным материалом, но нельзя и совсем отказаться от него. На одном авторском листе (16-20 с.) рекомендуется размещать не более 5-8 иллюстраций в научной и 5-12 - в учебной научно-популярной литературе. Вспомогательный материал выносится в приложение.

Общий план изложения научной работы может быть таким:

  1. На первой странице помещается следующая информация: название работы, ФИО автора, город, номер школы, класс. Само название работы должно наиболее лаконично отражать содержание исследования.
  2. Оглавление. Помещается либо в начале, либо в конце крупной по объему работы. Для небольших сообщений (статья, тезисы) необходимости в оглавлении нет.
  3. Предисловие. Необязательная часть публикации, в которой оговариваются внешние предпосылки создания научного труда, содержании.
  4. Вступление (введение). В этой части автор вводит читателя в круг проблем и основных задач работы, аргументирует ее актуальность и характеризует общее состояние проблемы ко времени начала исследований.
  5. Обзор литературы. В главе дается ретроспективный анализ литературных источников, изученных исследователем. Необходимо обратить особое внимание на правильность ссылок на работы авторов.
  6. Основная часть. Ключевая глава научной работы. В физических исследованиях здесь должны быть отражены следующие разделы.
  7. Материал и методика
  8. Описание места и условий исследования
  9. Основные результаты исследования
  10. Обобщение и выводы

При изложении цифровой материал преподносится в виде таблиц. Следует тщательно продумывать их названия, памятуя о том, что каждое из названий должно содержать ответы на вопросы "что?, "когда?", "где?", «откуда?". Нумерация таблиц в работе сквозная.

Чрезвычайно важно не приписывать себе приоритет тех открытий, которые сделаны предыдущими исследователями, а, наоборот, ссылаться на известные в науке факты.

Высказывания, не принадлежащие исполнителю работы и не являющиеся общепринятыми, следует сопровождать ссылками на автора, которому они принадлежат. Ссылки могут быть двоякими. Это либо цитата, либо переложение мысли другого автора своими словами. В обоих случаях после предложения идет собственно ссылка. В биологической литературе приняты два основных варианта. Обычно это помещенная в скобки фамилия автора с годом выхода его публикации: (Иванов, 45%5). Второй способ - указанная в квадратных скобках цифра, обозначающая номер литературного источника из списка литературы, например [1]. Когда приводится дословное высказывание, после ссылки указывается номер страницы, с которой выписана цитата: (2, с.207).

Выводы должны отвечать только тому материалу, который изложен в работе, и соответствовать поставленным в начале исследования задачам. При формулировке придерживаются принципа: идти от частных выводов к более общим и важным. Нежелательно в выводах то, что уже было сказано в основном содержании.

  1. 3аключение - обобщение наиболее существенных положений работы, подведение ее итогов.
  2. Перспективы исследования. Эту часть работы можно поместить и в заключение.
  3. Список  литературы. В списке должны быть все литературные источники, на которые автор ссылается в своей публикации.

Основные принципы размещения сведений о публикациях в списке литературы:

  1. алфавитный принцип;
  2. в публикациях на русском языке сначала помещаются названия русских работ, затем иностранных;
  3. если фамилии двух разных авторов совпадают, то обращают внимание на их инициалы,
  4. руководствуясь вновь алфавитным принципом;
  5. если в списке необходимо поместить названия работ одного автора, то их располагают в хронологической последовательности;
  6. если ссылки в тексте обозначают цифрами, заключенными в скобки, то последовательность литературных источников в списке литературы должна соответствовать порядку появления ссылок в самой работе.

Тема, проблема и актуальность исследования

Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определённом аспекте, характерном для данной работы.

Основные критерии выбора темы:

  • желательно, чтобы тема представляла интерес для учащегося не только на данный момент, но и на перспективу;
  • очень хорошо, если выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога. В какой-то мере это может напомнить традиционные отношения «мастер - ученик»;
  • тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.

Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного, т. е. процесс развития научного познания. Вследствие этой причины очень ответственным этапом в подготовке исследования становится этап обоснования актуальности темы.

Обосновать актуальность значит, объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования - обязательное требование работы.