Изменения в КОАП Республики Беларусь

развернуть

ИЗМЕНЕНИЯ В КОАП РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ С 01 МАРТА 2021 ГОДА 

Статья 4.2. Возраст, с которого наступает административная ответственность 

1. Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения возраста шестнадцати лет. Физическое лицо, совершившее правонарушение в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности только за: 

1) умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания (статья 10.1); 

2) оскорбление (статья 10.2); 

3) мелкое хищение (статья 11.1); 

4) умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества (статья 11.3); 

5) жестокое обращение с животным или избавление от животного (статья 16.29); 

6) мелкое хулиганство (статья 19.1). 

2. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее установленного возраста административной ответственности, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния не могло сознавать его фактический характер и противоправность. 

 

Статья 4.3.  Возраст, с которого наступает административная ответственность 

1. Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. 

2. Физическое лицо, совершившее запрещенное настоящим Кодексом деяние в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности лишь: 

1) за умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия (статья 9.1); 

2) за мелкое хищение (статья 10.5); 

3) за умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья 10.9); 

4) за нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (статья 15.29); 

5) за жестокое обращение с животными (статья 15.45); 

6) за разведение костров в запрещенных местах (статья 15.58); 

7) за мелкое хулиганство (статья 17.1); 

8) за нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте (части 1–3, 5 статьи 18.3); 

9) за нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта (статья 18.4); 

10) за нарушение правил пользования транспортным средством (статья 18.9); 

11) за нарушение правил пользования метрополитеном (статья 18.10); 

12) за нарушение требований по обеспечению сохранности грузов на транспорте (статья 18.34); 

13) за уничтожение, повреждение либо утрату историко-культурных ценностей или культурных ценностей, которым может быть придан статус историко-культурной ценности (статья 19.4); 

14) за нарушение порядка вскрытия воинских захоронений и проведения поисковых работ (статья 19.7); 

15) за незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия (статья 23.46); 

16) за незаконные действия в отношении холодного оружия (статья 23.47). 

3. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее возраста, предусмотренного частями 1 или 2 настоящей статьи, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния было не способно сознавать его фактический характер или противоправность. 

Статья 27. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность 

1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. 

2. Лица, совершившие запрещенные настоящим Кодексом деяния в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежат уголовной ответственности лишь за: 

1) убийство (статья 139); 

2) причинение смерти по неосторожности (статья 144); 

3) умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (статья 147); 

4) умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (статья 149); 

5) изнасилование (статья 166); 

6) насильственные действия сексуального характера (статья 167); 

7) похищение человека (статья 182); 

8) кражу (статья 205); 

9) грабеж (статья 206); 

10) разбой (статья 207); 

11) вымогательство (статья 208); 

111) хищение путем использования компьютерной техники (статья 212); 

12) угон транспортного средства или маломерного судна (статья 214); 

13) умышленные уничтожение либо повреждение имущества (части 2 и 3 статьи 218); 

14) захват заложника (статья 291); 

15) хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (статья 294); 

16) умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения (статья 309); 

17) хищение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (статья 327); 

171) незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов (части 2–5 статьи 328); 

18) хулиганство (статья 339); 

19) заведомо ложное сообщение об опасности (статья 340); 

20) осквернение сооружений и порчу имущества (статья 341); 

21) побег из исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, арестного дома или из-под стражи (статья 413); 

22) уклонение от отбывания наказания в виде ограничения свободы (статья 415). 

3. Не подлежит уголовной ответственности несовершеннолетнее лицо, которое достигло предусмотренного частями 1 или 2 настоящей статьи возраста, если будет установлено, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения общественно опасного деяния было не способно сознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния. 

 
свернуть

Дом без насилия!

развернуть

"Дом без насилия!"

Каждый день в оперативно-дежурные службы отделов милиции области поступают многочисленные вызовы на семейные скандалы, однако многие граждане опасаются обращаться в ОВД, страшась еще большей злобы со стороны непутевых домочадцев, другие просто стесняются выносить сор из избы.

При этом анализ личности лиц, совершивших убийства и умышленные причинения тяжких телесных повреждений, связанных с насилием в семье, показывает, что практически 90% преступлений совершены в состоянии алкогольного опьянения, в более чем 60% случаев преступлению предшествовало совместное распитие алкоголя подозреваемыми и потерпевшими.

Более 40% деяний совершены не работающими, как правило, злоупотребляющими спиртным, около 20% — привлекавшимися к ответственности за правонарушения в быту.

Значительное количество тех, кто в приступе отчаяния решился написать заявление с жалобой, скажем, на мужа-скандалиста, на следующий день, поостыв и поразмыслив, отказываются от своих претензий.

И это главная ошибка! Молчание — не выход из ситуации, поскольку проблем оно не решает.

Практика показывает, что наоборот, уверившись в своей безнаказанности, дебоширы наглеют и идут на более тяжкие преступления…»

«Но самое страшное — это удел детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Привыкнув к постоянной жестокости, они, подрастая, и сами свои проблемы решают с помощью грубой физической силы; привыкнув к пьяным физиономиям вокруг, и сами рано берутся за рюмку».

Сегодня в регионах области для нужд пострадавших от насилия в семье открыты «кризисные» комнаты, и в т.г. в них получили приют уже жертвы насилия в Борисовском, Вилейском и Молодечненском районах.

Катализатором совершения правонарушений, в т.ч. в семье является алкоголь, и органами внутренних дел Минской области в т.г. предприняты дополнительные меры в отношении лиц, злоупотребляющих алкоголем.

Так, более 200 граждан, страдающих алкоголизмом, направлены в лечебно-трудовые профилактории, 6 — частично лишены в дееспособности.

О фактах семейного насилия необходимо незамедлительно обращаться в органы внутренних дел по телефону 102, функционирует также общенациональная горячая линия для пострадавших от домашнего насилия: 8-801-100-8-801.

УОПП УВД Миноблисполкома

 


 
свернуть

Сваттинг - ложное сообщение об опасности

развернуть

В Беларуси набирает обороты новое явление «сваттинг» (сваттинг). В основном оно распространено среди молодежи и заключается в заведомо ложном сообщении об опасности. Цель – устроить панику в конкретном месте.

Подобные «шалости» дорого обходятся государству, а для виновных чреваты весьма нешуточными последствиями.
Подробнее о том, как работают спецслужбы во время поступления подобных сообщений и как устанавливают сваттеров смотрите в видеосюжете МВД (ссылка)

Правовая ответственность за заведомо ложное сообщение об опасности

В соответствии с ч.1 ст.340 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК) за заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность для жизни и здоровья людей, либо причинения ущерба в крупном размере, либо наступления иных тяжких последствий, предусмотрено наказание в виде штрафа, или ареста, или ограничения свободы на срок до трех лет, или лишения свободы на срок до пяти лет.

За те же действия, совершенные повторно, либо группой лиц по предварительному сговору, либо повлекшие причинение ущерба в крупном размере (в 250 и более раз превышающем размер базовой величины), либо повлекшие иные тяжкие последствия (например, нарушение нормальной работы субъектов хозяйствования, вокзалов, аэропортов, общественного транспорта, срыв проведения массового мероприятия и др.), предусмотрено наказание в виде ограничения свободы на срок до пяти лет или лишения свободы на срок от трех до семи лет.

Ответственность за заведомо ложное сообщение об опасности наступает с 14 лет.

Недостижение возраста, с которого наступает уголовная ответственность – это основание для отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения производства по уголовному делу, но впоследствии несовершеннолетний подлежит постановке на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних, и с ним будет проводиться индивидуальная профилактическая работа.

Общественная опасность подобных деяний состоит в том, что заведомо недостоверные сведения об опасности дезорганизуют нормальную работу транспорта, предприятий, государственных органов и учреждений, организаций. В свою очередь, это причиняет существенный экономический вред как предприятиям, учреждениям и организациям, так и гражданам. Более того, ложная информация о возможном взрыве, поджоге, способна посеять панику среди населения, внести неудобства в их повседневную жизнь.

свернуть