«Вербальная поддержка ребенка»!

развернуть

Если вы слышите

Обязательно скажите

Никогда не говорите

Ненавижу учебу, класс…

Что происходит, из-за чего ты себя так чувствуешь?

Когда я был(а) в твоем возрасте. Да ты просто лентяй.

Все кажется таким безнадежным…

Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь.

Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе.

Всем было бы лучше без меня!

Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение, Скажи мне, что происходит.

Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом.

Вы не понимаете меня!

Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать.

Кто же может понять молодежь в наши дни. Никому не нужны чужие проблемы.

Я совершил ужасный поступок…

Давай сядем, поговорим об этом.

Что посеешь, то и пожнешь!

А если у меня не получится?

Если не получится, мы подумаем, как это сделать по-другому. Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное.

Если не получится – значит, ты недостаточно постарался

свернуть

Памятка педагогу!

АЛГОРИТМ ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГА: ЧТО НАДО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ СНИЗИТЬ РИСК СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
развернуть
  • Сохранять контакт с подростком. Для этого следует помнить, что авторитарный стиль взаимодействия для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть агрессию, обращенную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой взаимодействия является заключение договоренностей.
  • Способствовать созданию дружеской поддерживающей атмосферы в коллективе, ориентировать учащихся на совместную деятельность и сотрудничество.
  • Обращать внимание на ситуации, когда один или несколько воспитанников становятся объектом нападок со стороны других. Поговорите с участниками конфликтов таким образом, чтобы услышан был каждый, оставайтесь нейтральным, не занимая сторону кого-либо из участников конфликта.
  • В воспитательной работе уделяйте время разговорам о перспективах в жизни и будущем. У подростка еще только формируется картина будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Узнайте, что хотят ученики, как намерены добиваться поставленных целей, помогите им составить план конкретных действий. Важно поддерживать диалог с воспитанниками, оставляя возможность контакта, чтобы при необходимости воспитанник мог обратиться к вам в трудной жизненной ситуации.
  • Всегда старайтесь подчеркивать все хорошее и успешное, что присуще учащемуся. Ощущение успешности, достижений в чем-либо, в том числе, прошлые успехи улучшают состояние, повышают уверенность в себе и укрепляют веру в будущее. Дать понято воспитаннику, что опыт ошибок и неудач такой же важный опыт, как и достижение успеха. Используйте ошибки воспитанника как зону его роста. Обучение на ошибках является одним из способов развития личности.
  • Понять, что стоит за внешней грубостью подростка. Возможно, подросток отстаивает свои ценности, а не стремится войти в конфликт и обесценить вас.
  • Детей важно принимать такими, какие они есть. Более того, их нужно любить такими, какие они есть. Они должны чувствовать, что их любят не за хорошее поведение и успехи, а потому, что они – дети.
  • Вовремя обратиться к специалисту, если вы понимаете, что у вас по каким-то причинам не получается сохранять контакт с воспитанником.
свернуть

Советы педагогического общения с "трудными подростками"

развернуть
  1. В повседневном общении с ребятами вам часто приходится оперативно ставить и решать педагогические задачи. Для того, чтобы в экстремальной ситуации выбрать правильный стиль общения, старайтесь развить в себе способность к педагогической импровизации.
  2. Ваш успех в общении с учениками во многом будет зависеть от того, насколько вы умеете смотреть на вещи глазами самих ребят.
  3. Если вы хотите, чтобы ваша беседа с учеником состоялась, старайтесь начать ее с дружеского тона.
  4. Чтобы ваш диалог с учеником был плодотворным, старайтесь инициативу общения держать в своих руках.
  5. При общении с учеником никогда не старайтесь его критиковать.          
  6. Если вы хотите завоевать авторитету ученика, проявляйте к нему в процессе обучения искренний интерес.          
  7. Если вы хотите убедить ученика, что он не прав, начинайте диалог с тех вопросов, мнения по которым совпадают.      
  8. Лучшим словом, располагающим ребенка к общению, является его собственное имя. Обращаясь к ученику по имени, мы тем самым даем почувствовать, что он достоин уважения.         
  9. Вступая в общение с учениками, старайтесь быть предельно дипломатичными, вести диалог на «равных».

 

свернуть

Синдром эмоционального выгорания

развернуть

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ)

 

СЭВ - это состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее как результат хронического стресса на работе. Развитие данного синдрома характерно в первую очередь для профессий системы «человек - человек», где доминирует общение с людьми (врачи, преподаватели, социальные работники и т.п.). Синдром эмоционального выгорания рассматривается как результат неблагоприятного разрешения стресса на рабочем месте и соответствует третьей стадии общего адаптационного синдрома (Г. Селье) -  стадии истощения.

Основные  симптомы:

 1) Эмоциональное психическое истощение

 -  чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов,

- чувство усталости, непроходящее после ночного сна.

Часты фразы:

- «Я чувствую себя как выжатый лимон»;

- «Работа высасывает из меня все силы»;

- «Я словно сгораю на работе».

 После периода отдыха (выходные, отпуск) данные проявления уменьшаются, однако, по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию, возобновляются. Человек чувствует себя предельно уставшим от чрезмерной занятости работой, вкладывает огромные усилия в ее доскональное исполнение. Истощение – основной компонент синдрома эмоционального сгорания.

           

2) Личностная отстраненность

 – межличностный аспект синдрома эмоционального выгорания, ее можно охарактеризовать как негативный, бездушный, или чрезмерно отдаленный ответ на различные аспекты работы. Люди перестают сочувствовать, сопереживать тем, с кем работают (ученикам, студентам, пациентам и т.п.), они становятся формальными, безразличными в контактах.

При синдроме эмоционального выгорания нарушаются равные отношения ко всем субъектам деятельности, действует принцип «хочу или не хочу, сочту нужным, будет настроение – уделю внимание данному партнеру».

У человека с подобным синдромом возникает потребность в самооправдании:

- «Это не тот случай, чтобы переживать»;

- «Такие люди не заслуживают доброго отношения»;

- «Таким людям нельзя сочувствовать»;

- «Почему я должен за всех волноваться».

           

3) Ощущение утраты эффективности (достижений)

 или чувство некомпетентности можно рассматривать как сниженную самооценку в рамках синдрома эмоционального выгорания. Люди не видят перспектив для своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается веру в свои профессиональные возможности. Наблюдается принижение собственных потребностей и желаний, сопряженное с чувством недостатка компетентности.

 

 

ЭТАПЫ  РАЗВИТИЯ  СЭВ

 

      Развитие СЭВ носит стадийный характер. Сначала наблюдается значительные энергетические затраты (часто как следствие экстремально положительной установки на выполнение профессиональной деятельности). По мере развития синдрома появляется чувство усталости, постепенно сменяющееся разочарованием: снижение интереса к своей работе.

            СЭВ развивается согласно определенным фазам:

 

1. Предупреждающая фаза:

А) чрезмерное участие (чрезмерная активность, чувство незаменимости, отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение неудач и разочарований, ограничение социальных контактов);

Б) истощение (чувство усталости, бессонница, угроза несчастных случаев).

2. Снижение уровня собственного участия:

А) По отношению к сотрудникам, студентам, пациентам и т.д. (потеря положительного восприятия коллег, переход от помощи к надзору и контролю, приписывание вины за собственные неудачи другим людям, проявления негуманного подхода к людям);

Б) По отношению к остальным окружающим (отсутствие эмпатии, безразличие, циничные оценки);

В) По отношению к профессиональной деятельности (нежелание выполнять свои обязанности, искусственное продление перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени, акцент на материальном аспекте при одновременной неудовлетворенности работой);

Г) Возрастание требований (потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях, ощущении, что другие люди используют тебя, зависть).

3. Эмоциональные реакции:

А) Депрессивное настроение (постоянное чувство вины, снижение самооценки, лабильность настроений, апатия);

Б) Агрессия (защитные установки, обвинения других, игнорирование своего участия в неудачах, отсутствие толерантности и способности к компромиссу, подозрительность, конфликты с окружением).

4.Фаза деструктивного поведения:

А) Сфера интеллекта (снижение концентрации внимания, отсутствие способности к выполнению сложных заданий, ригидность мышления, отсутствие воображения);

Б) Мотивационная сфера (отсутствие собственной инициативы, снижение эффективности деятельности, выполнение заданий строго по инструкции);

В) Эмоционально-социальная сфера (безразличие, избегание неформальных контактов, отсутствие участие в жизни других людей либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу, избегание тем, связанных с работой, одиночество, отказ от хобби).

5.Психосоматические реакции: снижение иммунитета, неспособность к релаксации в свободное время, бессонница, сексуальные расстройства, повышение артериального давления, тахикардия, головные боли, расстройства пищеварения, зависимость от никотина, кофеина, алкоголя, наркотиков.

6.Разочарования: отрицательная жизненная установка, чувство беспомощности и бессмысленности жизни, экзистенциальная отчаяние, безысходность.

Социальные последствия СЭВ:

- ухудшение качества выполнения работы;

- утрачивается творческий подход к решению задач;

- увеличивается число конфликтов на работе и дома;

- частые прогулы;

- наблюдается переход на другую работу, смена профессии.

Следует отметить, что люди, испытывающие выгорание, имеют негативное влияние на своих коллег, т.к. способствуют большому количеству межличностных конфликтов, а также срывают рабочие задания. Таким образом, выгорание может быть «контагиозно» и распространятся через неофициальные взаимодействия на работе.

      СЭВ также имеет негативное влияние на личную жизнь людей. Это может возникать из-за того, что после эмоционально насыщенного дня, проведенного с клиентами, пациентами, студентами, человек испытывает потребность уйти на некоторое время от всех людей, и это желание одиночества обычно реализуется за счет семьи или друзей.         

  СЭВ может осложниться депрессивным, тревожным расстройством, зависимостями от психоактивных веществ, психосоматическими заболеваниями, суицидом.

 

ПРОФИЛАКТИКА   СИНДРОМА  ЭМОЦИОНАЛЬНОГО  ВЫГОРАНИЯ

РЕКОМЕНДАЦИИ

меры, препятствующие развитию СЭВ, повышающие стрессоустойчивость организма:

  1. Регулярный отдых, баланс работа – досуг.  «Выгорание» усиливается всякий раз, когда границы между работой и домом начинают стираться и работа занимает большую часть жизни. Необходимо иметь свободные вечера и выходные (не брать работу на дом).
  2. Регулярные физические упражнения (как минимум  3 раза в неделю по 30 минут). Нужно искать такие виды активности, которые будут нравиться (прогулки, бег, танцы, велосипед, работа в саду, на дачном участке и т.п.), иначе они будут восприниматься как рутинные и избегаться.
  3. Адекватный сон как важнейший фактор, редуцирующий стресс. Чтобы просыпаться отдохнувшим, необходимо спать в среднем, 7-8 часов. Если имеется недостаточная продолжительность сна, можно ложиться на 30-60 минут раньше и контролировать результат через несколько дней. Сон считается хорошим, когда люди просыпаются отдохнувшими, чувствуют себя энергичными днем и легко пробуждаются утром, когда звонит будильник.
  4. Необходимо создание, поддержание «здорового рабочего окружения», когда осуществляется планирование очередности, срочности выполнения дел, управление своим временем и др.
  5. Организация своей работы: частые, короткие перерывы в работе (например: по 5 минут каждый час), которые более эффективные, чем редкие и длительные.
  6. На работу лучше приготовить легкий завтрак, чем голодать весь день и переедать по вечерам.
  7. Небольшие физические упражнения полезны для пользователей компьютеров. Несколько глубоких вдохов с медленным выдохом могут противодействовать немедленной стрессовой реакции или панической атаке.
  8. Желательно сократить потребление кофеина (кофе, чай, шоколад, кола), т.к. кофеин является стимулятором, способствующим развитию стрессовой реакции. Примерно через 3 недели после постепенного сокращения потребления кофеина отмечается снижение тревоги и беспокойства, изжоги и мышечных болей.
  9. Делегирование ответственности – разделение ответственности за результат деятельности с клиентами, студентами, пациентами. Выработка умения говорить «нет». Люди, которые придерживаются позиции «чтобы что-то было сделано хорошо, надо это делать самому», напрямую идут к «выгоранию».
  10. Наличие хобби (спорт, культура, природа), т.е. интересы вне работы, позволяющие снять напряжение, возникающее на работе. Желательно, чтобы хобби давало возможность расслабиться, отдохнуть.

Активная профессиональная позиция, принятие ответственности на себя за свою работу, свой профессиональный результат, за свои решения, действия, изменение поведения, действия по изменению стрессогенной ситуации

свернуть

Рекомендации учителям по работе с гиперактивными детьми

развернуть
  1. Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи в учебе вознаграждайте. Не жалейте устно похвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.
  2. Изменяйте режим урока – устраивайте минутки активного отдыха с легкими физическими упражнениями и релаксацией.
  3. В классе желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов). Расписание занятий должно быть постоянным, так как дети с гиперактивностью часто забывают его.
  4. Оптимальное место для гиперактивного ребенка – в центре класса, напротив доски. Он всегда должен находиться перед глазами учителя. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случаях затруднений.
  5. Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло – во время урока попросите его вымыть доску, собрать тетради и т.д. 6. Используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давайте творческих, развивающих заданий и наоборот, избегайте монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов. 7. На определенный отрезок времени давайте лишь одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы. 8. Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ.
  6. Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых. Пусть он станет классным экспертом по некоторым областям знаний.
  7. Совместно с психологом и социальным педагогом помогайте ребенку адаптироваться в условиях школы и классном коллективе – воспитывайте навыки работы в школе, обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения.
свернуть

Рекомендации учителям 1-х классов

развернуть

Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Поэтому  особенно важно помочь ребенку освоить новую для себя роль, сформировать «внутреннюю позицию школьника». Для чего учителю рекомендовано:

  1. Обеспечить оптимальный процесс физиологической адаптации, т.е. помнить, что длительное напряжение, утомление и переутомление могут стоить ребенку здоровья, т.е.
  • обеспечить своевременную смену видов деятельности;
  • не давать задания, требующие длительного сосредоточения взгляда на одном предмете, монотонных движений;
  • отводить большее место практическим действиям с предметами, работе с наглядностью.
  1. Систематически проводить индивидуальную работу с детьми, имеющими трудности в адаптации.
  2. Обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к детям, имеющим особенности в психофизическом развитии и поведении.
  3. Включать детей, занимающих низкое статусное положение в группе сверстников, в общественно значимую деятельность, повышая их авторитет и самооценку.
  4. Использовать активно-положительный стиль педагогического общения с детьми и обеспечить максимально возможную преемственность в методах работы учителя и воспитания.
  5. Используйте активные формы работы для формирования коллектива и создания благоприятного социально - психологического климата.
  6. Знание психологических особенностей детей 6-го года жизни (включая изменения, происходящие в период кризиса 7 лет) - залог наиболее эффективного взаимодействия с учащимися.
  7. Просите повторить задание самых невнимательных учеников, но не в качестве наказания.
  8. Поощряйте детей задавать вопросы, если что-то непонятно. Снисходительно относитесь к тому, что первоклашки склонны спросить одно и тоже несколько раз.
  9. Используйте игровые приемы, специальные развивающие игры. Чаще всего в 6 лет игра всё ещё остается ведущим видом деятельности.
  10. Организуйте личное общение с каждым учеником своего класса; будьте в курсе их радостей и переживаний.
  11. Постоянно подвергайте анализу свою деятельность, ведите поиски новых эффективных методов, приемов обучения, используйте метод сотрудничества и приемы дифференцированного обучения.

Уважаемые учителя, помните, что шестилетка - маленький человек в зоне перехода, весь устремленный в будущее, который имеет право на счастье и уважение своего сложного внутреннего мира со стороны взрослых. Ребенок - равное нам существо, он не готовится к жизни, а живет полноценной жизнью, возможно гораздо более насыщенной и интересной, чем наша.

свернуть

Молодому специалисту

развернуть

Человек на разных жизненных этапах постоянно сталкивается с проблемой адаптации – новое рабочее место, новая работа, новое социальное окружение, новое место жительства и многое другое.

Поскольку жизнь человека неразрывно связана с определенной профессией, нет ничего важнее проблемы выбора жизненного пути. Человек становится неудачником зачастую потому, что ему вначале жизненного пути не помогли найти свое место, на котором он смог бы творчески реализовать себя, испытать радость и свободу труда по призванию. Практически каждому человеку приходиться столкнуться с процессом адаптации, поступая на работу.

Молодой специалист сталкивается еще с проблемой адаптации к новой социальной роли.

Адаптация молодого специалиста- это не только приспособление к новым условиям жизнедеятельности, но и активное усвоение норм профессионального общения, трудовой дисциплины, производственных навыков, традиций трудового коллектива, то есть процесс вхождения в ту или иную социальную среду.

Молодой специалист, осваивая профессиональную сферу своей жизни, всегда проходит два уровня адаптации: профессиональный и социально-психологический.

Социально-психологическая адаптация, по мнению специалистов, является наиболее важной. Это адаптация к ближайшему социальному окружению в коллективе, к традициям и неписаным нормам коллектива, к стилю работы руководителей, к особенностям межличностных отношений, сложившихся в коллективе. Она означает включение работника в коллектив, как равноправного, принимаемого всеми его членами.

Социально-психологическая адаптация может быть связана с немалыми трудностями, к которым относятся обманутые ожидания быстрого успеха, обусловленные недооценкой трудностей, важности живого человеческого общения, практического опыта и переоценкой значения теоретических знаний и инструкций.

Результаты исследования показывают, что на профессиональное становление молодого специалиста влияют в большей степени первые годы работы.

Социально-психологическая адаптация – сложный, длительный, а иногда и болезненный процесс, связанный с изменением внутреннего мира человека. Он обусловлен отказом от привычного, связан с преодолением различных профессиональных затруднений. Молодой специалист вынужден мобилизовать волю, энергию, сдерживать эмоции. При этом ломаются прежние представления, стереотипы деятельности, формируются новые навыки, умения, изменяется поведение. Первые годы после окончания вуза являются тем, испытательным сроком, который определяет позиции молодого специалиста.

 

На процесс адаптации молодых специалистов большое влияние оказывает духовная атмосфера коллектива, которая может оказать как положительное, так и отрицательное воздействие.

Любой коллектив имеет свои законы, которые уже сложились до прихода молодого специалиста и работают по своей определенной схеме. Чем быстрее молодой сотрудник поймет законы своего нового коллектива, отношения внутри него, тем быстрее пройдет его адаптация.

Неприятие молодого специалиста, безразличное или даже агрессивное отношение к нему со стороны коллег способны негативно повлиять на профессиональное самоопределение.

Нормальный психологический климат, искренняя и доброжелательная атмосфера скорее вызовут у молодого специалиста заинтересованность в работе, даже при низкой зарплате. Кроме того, проявляя интерес к работе коллег, молодой специалист сможет завоевать определенное доверие к себе и приобретет профессиональный опыт.

Необходимо также подчеркнуть и положительное значение в адаптационном процессе молодых специалистов мотивационного компонента. Интерес к работе, к содержанию деятельности является той движущей силой, которая помогает преодолеть трудности периода адаптации

Нетрудно догадаться, что удовлетворенность работой во многом зависит и от зарплаты. Не будем лукавить, говоря, что размер зарплаты неважен. Важен, да еще как. Но когда «голод» утолен, всплывают и глубинные ценности. И человеку становится небезразлично, чем он занимается, с какой целью, чем для этого приходится жертвовать. Лишь в этом случае удовлетворение от работы будет полным и взаимным, а сотрудничество, соответственно долгим и счастливым.

Для успешного прохождения процесса адаптации молодого специалиста, руководителям необходимо проявлять внимание к новым сотрудникам, особенно к их психологической адаптации к новому трудовому коллективу. В наше время непросто найти хорошую работу, но сложнее сделать так, чтобы тебя заметили, оценили по достоинству.

А теперь, несколько советов молодым специалистам.

  1. Станьте профессионалом.

Неуверенные в себе люди создают плохое впечатление. А уверенность на рабочем месте на 90% состоит из уверенности в собственных знаниях и опыте работы. Поэтому досконально изучайте то, чем занимаетесь. Приложите все силы, чтобы освоить новое, как можно скорее.

  1. Работайте в команде.

Имейте в виду, инициативные и креативные люди далеко не всегда воспринимаются коллегами положительно. Одни видят в них карьериста, другие считают, что из-за таких активных им придется работать в два раза больше. Если выходите с какой-то инициативой, будьте готовы взять большую часть работы на себя. Обязательно посещайте все мероприятия, которые проходят в организации.

  1. Избегайте конфликтов.

Постарайтесь обойтись без конфликтов и вести себя так, чтобы чаще вызывать у окружающих положительные эмоции. Будьте гибкими, учитесь подстраиваться под обстоятельства. Руководству нравятся люди, которые правильно реагируют на нововведения, стараются быстро адаптироваться к ним.

  1. Формируйте имидж надежного человека.

Для этого необходимо придерживаться нескольких принципов:

- приходите вовремя на работу;

- выполняйте в срок все задания;

- при необходимости задерживайтесь на рабочем месте, чтобы решить проблему.

  1. Не берите на себя слишком много.

Безотказность - не лучшее качество. Не следует демонстрировать, что вы можете выполнить любое поручение. Попробуйте делегировать часть своих обязанностей менее загруженным коллегам. Возможно, руководство поймет, что вы не только хороший исполнитель, но и не плохой организатор. Организаторские способности ценятся всегда.

 

свернуть

Как быть хорошим педагогом

развернуть
  1. Воспитайте в себе любовь к детям. Все они, включая тех, которые плохо учатся и не стараются быть активными на занятии, заслуживают вашу симпатию.
  2. Развивайте свои способности к речевому общению. Постарайтесь проникнуть во внутренний мир учащегося, формируйте у него соответствующее мировоззрение. В определенный момент вы сможете понять мотивы его поведения и разобраться в его психическом состоянии.
  3. Чаще обращайтесь к своим ученикам. Произносите просьбу-«побуждение», призывайте к совместной учебной деятельности. Подтверждайте и свое присутствие в учебном процессе. К примеру, подойдут такие фразы, как: «давайте пофантазируем», «а теперь представим, что», «вы, наверно, помните» и т.п. Хорошему педагогу необходимо научиться владеть своей речью. Обратите внимание на то, каким голосом вы говорите, насколько правильно и своевременно делаете паузы в речи. Ставьте верные логические ударения во фразах. Запишите свою речь на уроке на диктофон и затем прослушайте. Имейте в виду, что ученики весьма чутки к интонационным тонкостям. Разнообразьте вашу речь, сделайте ее эмоциональной и образной.
  4. Развивайте профессиональные знания по предмету. Недостаточно просто знать дисциплину и владеть различными методиками преподавания. Продолжайте самосовершенствоваться. Не забывайте, что учитель должен быть многогранной, всесторонне развитой личностью. Пополняйте свой багаж знаний и пытайтесь более творчески передавать ученикам богатство культуры человечества.
  5. Развивайте педагогический артистизм. Во время урока широко используйте различные кинетические средства: мимику, жестикуляцию, пантомимику. Данные средства воспринимаются учениками зрительно и несут до 40% информации. Прибегайте к кинетическим приемам, лишь когда почувствуете в них необходимость, поскольку излишняя жестикуляция только снизит качество восприятия речи.
  6. Плодотворность учебной деятельности зависит от степени мотивированности учеников. Заинтересуйте учащихся своим предметом. Если ваши требования не выполняются, проявите терпимость и сдержанность. Хороший педагог обладает способностью снимать психическую напряженность. Педагог должен видеть все происходящее на уроке, но реагировать нужно далеко не на все. Помните, что гораздо охотнее выполняются сказанные твердым тоном просьбы, чем приказания. Будьте тактичны и обращайтесь к ученикам как к взрослым уважаемым людям. По возможности избегайте упреков и угроз, сократите количество замечаний в адрес учащихся. Ваше демократичное отношение к ученикам будет создавать на уроке благоприятную атмосферу, у многих появится состояние спокойного удовлетворения в работе. Эффективный педагог начнет урок с яркого, запоминающегося рассказа или необычного факта, который привлечет внимание учеников и вызовет у них живой интерес. Применяйте творческую фантазию, чаще импровизируйте.

 

 

свернуть